Как донор в прошлом могу сказать, что стандартная донация объёмом в 450 мл (почти "поллитра") не оказывает особого отрицательного воздействия на организм. Ну, может быть, в течение нескольких дней будешь чуть больше уставать, будет труднее делать какую-то физическую работу. Но в целом - ничего страшного. Следующая же донация должна быть не ранее, чем спустя два месяца (это если сдаёшь на эритроциты, с плазмой и тромбоцитами другой график).
А теперь представьте экстремальный вариант - у человека острая кровопотеря не 450, а 1500 или даже 2500 мл крови, но донора и донорской крови нужной группы и резуса просто нет, чисто физически. Что делать?
На ум приходит знакомый со школы "физиологический раствор", который по концентрации NaCl аналогичен нашей крови. Да, можно и так, но любой врач скажет, что введение больших доз этой жидкости приводит к изменению соотношения между минеральными солями плазмы, вызывает болезненное состояние в виде «солевой лихорадки», а иногда «солевую гликозурию».
И если уж по уму, то есть, если речь идёт о хроническом дефиците донорской крови (как это бывает на войне), имеет смысл говорить о целом классе плазмозаменяющих растворов, которые по составу растворенных веществ способные поддерживать жизнедеятельность клеток и органов и не вызывающие существенных сдвигов физиологического равновесия в организме.
Их, на самом деле, много. Но я хочу рассказать пока только об одном.
Во времена блокады жители осаждённого Ленинграда помогали фронту, чем могли. И продолжали сдавать кровь в помощь раненым. Но когда этот ресурс был близок к исчерпанию, врач-патофизиолог Иоаким Петров предложил использовать для трансфузии заменитель - гипертонический раствор, содержащий хлориды натрия, калия и кальция, воду и 10% консервированной крови человека. ЖИДКОСТЬ ПЕТРОВА, как её окрестили, медленно выводится почками и надолго задерживалась в организме.
Важный момент: выше я не случайно вспомнил про эритроциты - именно эти красные кровяные тельца участвуют в переносе кислорода в ткани и удалении из них углекислого газа. Уменьшение содержания в крови эритроцитов, либо уменьшение количества самой крови в организме чревато серьёзными последствиями. Поэтому просто заменить утраченные в результате кровопотери литры какими-либо растворами, конечно, можно, но если они не будут снабжать ткани кислородом (а на самом деле, если и такие, которые способны снабжать, даже без эритроцитов), человек долго не протянет. Поэтому в ЖИДКОСТИ ПЕТРОВА присутствовала десятина донорской крови - это позволяло больному или раненому выжить и продержаться, не доводя дело до шока. То есть, как говорится, так себе замена, но на безрыбье и курица птица.
Иоаким Романович Петров (22 сентября 1893 - 10 октября 1970) - советский врач, патофизиолог, академик АМН СССР.
Окончил Петербургскую военно-фельдшерскую школу, работал военным фельдшером в хирургической клинике проф. С.П.Федорова. Потом там же стал слушателем, и, одновременно, помощником преподавателя кафедры общей и экспериментальной патологии.
Со студенческой скамьи проявил большой интерес к научно-исследовательской работе. Одна из его работ, посвящённая вопросу о питании сосудистой стенки (что имеет прямое отношение к проблеме атеросклероз), была удостоена высшей премии на конференции профессоров академии. Её до сих пор часто цитируют в отечественной и зарубежной медицинской литературе.
После революции Петров работал в Военно-медицинской академии, прошёл путь от адъюнкта до начальника кафедры патологической физиологии и профессора-консультанта академии, научного руководителя одной из специализированных лабораторий.
На протяжении всей жизни занимался проблемами профессиональной патологии (электротравма, отравление хлороформом, пылевая патология, действие проникающей радиации и СВЧ-поля), кислородного голодания, шока и кровопотери, гипотермии, терминальных состояний и оживления организма.
Во время Великой отечественной войны им была предложена кровезамещающая жидкость, спасшая многие тысячи жизней во время Великой Отечественной войны, определены (в соавторстве) показания и противопоказания для авиаэвакуации раненых, разработаны и апробированы многочисленные противогипоксические и противошоковые лечебно-профилактические комплексы, включавшие крове- и плазмозамещающие растворы, нейротропные средства, гормоны и витамины.
P.S. Американские газеты времён Второй мировой писали: «Медсёстры в Красной армии всегда имеют при себе 200 г, примерно 6,5 унции крови универсального типа. В специальной ампуле, снабжённой стерильной резиновой трубкой, иглой и фильтром. Таким образом, переливание раненому можно сделать ещё до выноса с поля боя».
Уникальность предложенного Петровым метода трансфузии заключалась в том, что все минеральные вещества для приготовления его раствора выпускались в виде таблеток, и требовалось всего лишь растворить их в воде, добавить 10% крови и можно делать переливание.
Говорят, что фашисты, узнав об этом, охотились на нашими медиками, но безуспешно - у них ничего подобного за всю войну так и не появилось.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!