Найти в Дзене
Культурный рассвет

О замечательной итальянской комедии «Призраки Рима»

Как часто городские власти рассказывают гражданам о необходимости сноса того или иного здания ради благоустройства территории! То жилой квартал надо с землей сравнять, то исторические объекты перестать охранять. С подобной проблемой столкнулись и герои мистической комедии Антонио Пьетранджели «Призраки Рима» (1961).

Рим, один из древнейших городов Европы. Здесь что ни дом – то памятник. Как раз в таком доме и доживает свой век пожилой одинокий аристократ Дон Аннибале (Эдуардо Де Филиппо). Сил и энергии следить за жилищем у него уже совсем нет, в результате чего всё здесь потихоньку распадается, ломается, истлевает. Поэтому старика регулярно посещают представители строительных компаний в попытках выкупить особняк и построить на дорогущей земле какой-нибудь торговый или бизнес-центр. Но Аннибале упирается – с этим домом связана вся его жизнь, начиная с самого детства.

Он и не подозревает, что вместе с ним жилплощадь делят четыре призрака, каждый из которых расстался с жизнью в этом же доме или рядом с ним, только в разные века.

Монах Бартоломео (Тино Буаццелли), склонный к обжорству, нелепо отравился фрикадельками в этих стенах в середине XVII века. Следующий, XVIII век связан со смертью ловеласа Реджинальдо (Марчелло Мастроянни), неудачно рухнувшего с балкона красавицы при появлении разъяренного супруга.

-2

Романтическая девушка Флора покончила с собой в XIX веке из-за неразделенной любви. Наконец, малыш Польдино, старший брат Дона Аннибале, погиб при взрыве фейерверка в самом начале XX века. Так, гости из четырех веков, незримо помогают Дону Аннибале и заботятся о нем. До тех пор, пока хозяин сам не встречается со Смертью, самонадеянно решив починить водонагреватель.

В этот момент все жильцы оказываются перед лицом большой неприятности – дом действительно могут снести и лишить их уютного гнездышка. Ибо Федерико, племянник Аннибале (всё тот же Мастроянни), вполне готов продать доставшийся по наследству архитектурный памятник строительной компании, дабы поправить материальное положение. Если это произойдет, привидениям придется искать новую обитель. Поэтому они включают всю силу своего потустороннего воображения. Возможно, им даже сможет помочь живописец Капарра (Витторио Гассман), умерший при пожаре еще в далеких 1600-х.

-3

Все мы знаем, что итальянцам всегда удавались комедии. Даже целый термин существует – «комедия по-итальянски». Причем часто эти фильмы обладали явным социальным подтекстом, без которого не обошлось и в «Призраках Рима». Ведь дело не только в том, что покойники последних четырех столетий пытаются противостоять современному бизнесу и бюрократии, но также и в том, что создатели ленты подчеркивают значимость памяти поколений, их взаимосвязи. А заодно иронически проезжаются по стереотипам то об эпохе Возрождения, то о Новом времени.

__________________

Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!