Предисловие: В погоне за плюсцами чего только не сделаешь. Я, например, пишу отчёты о наших походах. Начинаю серию длиннопостов о том, как мы в 2021 году прошли вдоль берега Байкала с палатками и на коньках. Надеюсь, вам понравится. Все имена реальны, совпадения не случайны.
Для ЛЛ:
Поход: Зимний Байкал 2021 Тип: Коньковый, многодневный Фактический километраж: ~215 кмТрек: Накарте.Ме Даты: 9-20 марта 2021.
Подготовка
А давайте прилетим в Улан-Удэ, отъедем к п. Турка, пересечём Байкал с востока на запад, сделаем радиалку на мыс Хобой и потом вломим 280 километров вдоль побережья до Листвянки… а ещё… а ещё… пересечём Ангару на пароме, сядем на электричку и проедемся по КБЖД до Слюдянки, и поднимемся на пик Черского, а потом спустимся вниз и улетим из Иркутска домой. Это сто пудов будет лайт.
Примерно такой был изначальный план. План красивый, план амбициозный, но в итоге сокращённый примерно на треть.
Начали подготовку с видеолекций. В них узнали о снаряге и специфике нашего похода.
Лекция от Альпиндустрии — тык Лекция от СпортМарафона — тык.
Билеты до Улан-Удэ и из Иркутска взяли 25 января.
Отдельными вопросами выступали коньки. Их группа взяла в аренду у товарищей по желаниям из Вестры, они отправились на Байкал за три недели до нас и должны были обеспечить нас необходимой информацией по маршруту. Я же приобрёл восхитительные коньки Lundhags Fleet сам в надежде потом продать -_-
А… Ещё купил тёплый спальнк BVN Меридиан-3. Его мне доставили в день вылета утром. Не пожалел. Отличный спальник:)
Я - главный по еде в нашей группе. Готовить раскладку я начал… Начал.
Опыта с зимней раскладкой у меня нет, поэтому сформировал обычную (400-450 г/чел), но немного увеличил количество мяса и округлял порции в бОльшую сторону, а не как обычно. Пока команда отмечала день рождения Насти, я в одиночку упаковывал раскладку. Четыре часа работы и… Осознание, что все обеды сформированы неверно. 10 пакетов нужно разобрать и сложить по новой. Да пошло оно к чёрту. Лёг спать.
Утро вечера мудренее, поэтому с утра на свежую голову быстренько раскидал еду по пакетикам и закончил с этим делом.
Снаряжение и часть еды с успехом поместилась в 120 литровый рюкзак Sinto B120 и маленький ходовой рюкзачок от Naturehike.
Всё готово. Жду Кирилла и выдвигаемся в аэропорт.
День 1. Заброска
В аэропорт нас вёз очень любопытный таксист, который расспрашивал о предстоящем путешествии, рассказывал, что его сын сейчас катает где-то в районе Архыза. Напоследок пожелал нам хорошей поездки и отдал два огромных пакета еды, которые Кирилл забыл в машине… Кто молодец? — Роберт молодец.
Перед вылетом нам предстояла очередная сверхзадача: Дополнительно к билетам было куплено два багажных места и мы, внезапно, не проходили по весу. Попытка докупить ещё одно, открыла интересную особенность: В Победе докупать багажные места можно не позже, чем за 4 часа до вылета. Огонь!
Прорвёмся? После почти часового перераспределения вещей мы имели четыре рюкзака по 20 килограмм ровно, лыжный чехол весом 10 кг, четыре «ручных клади» и одни «суперсани», в которые укомплектовали всё объёмное и тяжёлое по максимуму обмотав полиэтиленовой плёнкой.
Ручная кладь Кирилла представляла собой мусорный пакет аморфной формы, который прекрасно влезал в калибровочный ящик Победы.
Естественно, всё остальное, что не влезло в рюкзаки и ручную кладь ушло по карманам. Большие карманы для полёта лоукостерами обязательны.
Досмотр пройден, гейты открыты и мы на борту. Выдыхаем.
Всего 6 часов… Офигеть! ШЕСТЬ ЧАСОВ! … и нас встречает красивым рассветом аэропорт Улан-Удэ.
Первым делом доехали до ЖД Вокзала и сдали вещи в камеру хранения.
Почему ЖД Вокзал? Потому что предварительный звонок местным МЧСникам отменил все наши амбициозные планы по пересечению озера. Восточный берег покрыт снегом глубиной до метра, сюда его, видимо, сдувает с запада. К тому же в центральной части озера не ведётся контроль толщины льда, а этот год «радует» повышенной сейсмической активностью и неожиданными тёплыми течениями. Лёд аномально тонкий, но это ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно тонкий, вот в чём фокус.
Западный берег является для туристов основной меккой, поэтому там постоянно ведётся контроль толщины льда.
Мы решили не геройствовать и поэтому взяли билеты до Иркутска. Пойдём как все.
Ну почти….
В Улан-Удэ мы посетили две из трёх известных нам достопримечательности: Буузную и самую большую голову Ленина в мире.
Купив газ и немножко необходимых в зимнем походе напитков вернулись к вокзалу. Там нас уже ждал поезд.
Выкупленное полностью купе сначала показалось чрезвычайно маленьким для всей нашей снаряги, однако стоило всего лишь аккуратно распихать рюкзаки по углам и жить стало веселей.
Иркутск Пассажирский — Трамвай №1 и мы стоим у величественного Бабра — символа Иркутска.
Где-то здесь находится наш хостел. Здесь же мы бродили в поисках еды после полуночи и здесь же мы нашли такос-пиццу. Такос-пицца — это когда тебе делают пиццу и потом складывают её вдвое. Есть её в таком виде достаточно удобно.
День 2. Переезд в Хужир
Рано утром просыпаемся, собираемся и, проехав целых две остановки, грузимся в микроавтобус до Хужира.
Здесь у центрального рынка свой мини-автовокзал до Ольхона.
На первой фотографии к нам подошёл парень с рюкзачком и спросил, до Хужира ли мы едем. После получения утвердительного ответа сказал, что сейчас ещё сумочку принесёт. Вернулся он с упакованным в чехол велосипедом. Водитель усмехнулся и отправил велосипедиста в кассу, а мы утрамбовали рюкзаки и поехали, заняв последние четыре места в салоне.
Поездка не очень долгая, но колбасило на дороге весьма недурно. Получилось сделать лишь несколько более-менее приличных фотографий.
На подъезде к Хужиру водитель спросил, куда кому нужно и развёз всех по адресам. Сервис на уровне.
Мы попросили забросить нас поближе к пляжу. Как оказалось, не каждая дорога здесь проходима для такого транспорта, однако мы достигли своей цели.
Нас забросили к первой достопримечательности Ольхона и Хужира в частности — 13 столбов сэргэ рядом с горой Шаманкой.
Сверху открывается отличный вид на Малое Море и на саму Шаманку.
Осматриваем окрестности, пока Кирилл общается с водителями по поводу нашей завтрашней заброски на мыс Хобой.
Мы находимся на шаманской земле. Здесь нельзя ругаться, шуметь, и даже думать о плохом. Байкал любит тишину.
Спускаемся с холма и отходим от туристических троп подальше вдоль берега.
Впервые используем сани по прямому назначению — катим по снегу. Едут они нелегко, поскольку до сих пор замотаны в плёнку.
Находим укромное место рядом со смотровой площадкой. Здесь давно не было людей, о чём свидетельствует отсутствие следов.
Ставим палатку, закидываем внутрь рюкзаки и идём обратно в Хужир ужинать.
Проходим по территории Сарайского пляжа. Его в 2020 году обустроили и теперь здесь есть туалет и огромные контейнеры под мусор. Деревянные настилы — тоже часть благоустройства в целях уменьшения нагрузки на природу.
Посёлок Хужир живёт туризмом. По улицам пролетают серые УАЗики типа «Буханка» — туристы возвращаются в гостиницы, а мы ищем где бы отведать буузы.
Небольшое заведение с ценами х2 от УУ, но хоть так. Встречаем закат, покупаем немножко вкусняшек и возвращаемся в палатку.
Время спать. Завра стартуем.
День 3. Хобой
Восемь утра… Кто договаривается на заброску с восьми утра?
Подъём в шесть, лёгкий завтрак и сборы. Сегодня нас ждёт первый ходовой день.
Дорога обратно до Шаманки кажется безумно долгой. Может ну его этот поход? Вернёмся в Иркутск, будем есть буузы?
А, не… Мы уже пришли. А на горизонте уже маячит наша буханочка, готовая забросить отважных путников в самю ж…ивописную часть зимнего Ольхона.
Буханка резво выезжает на ледовую дорогу и мы устремляемся вдаль. Немного трясёт, но терпимо. Из колонок звучит приятная музыка, а мимо проплывают снежные поля.
Мыс Хобой – жемчужина района. Сюда возят всех туристов, посещающих Ольхон. Днём ранее мы видели колонны буханок, уезжающих в эту сторону, но это будет чуть позже. Сейчас же вокруг почти никого. Несколько машин, немного людей.
На горизонте видно группу, вереницей шагающую в нашу сторону.
Пока ребята разбираются со снарягой, надеваю коньки и начинаю осваиваться. Делаю несколько движений и качусь. Под ногами зазвучал лёд. Будто бутылка из под шампанского катится по асфальту. Ехать легко и приятно. Сверху греет яркое солнце Байкала. Пожалуй, отличное утро.
Делаю небольшой круг и возвращаюсь к ребятам. Как раз подошла другая группа и можно пообщаться. Это был их последний переход в двухнедельном маршруте. К сожалению, они шли с другой стороны и не могли рассказать о состоянии льда в нужном нам направлении, зато нас научили бурханить – задабривать местных духов. Нужно обмакнуть в стакане с алкоголем безымянный палец, брызнуть во все стороны света, выпить и подумать о хорошем.
Утро первого дня. Бурханим на Хобое.
Когда все уже почти были готовы, к нам подъехала машина. На передних сидениях сидела пара, которая рассказала, что у нас на пути будет отличный чёрный лёд. Так им поведал знакомый велосипедист, проехавший по этому же маршруту чуть ранее. Мы поблагодарили, пожелали друг другу доброго пути и машина уехала. На номерах красовались две пятёрки в регионе. Омичи!
Легко и непринуждённо набираем скорость. Чистый лёд способствует разгону, поэтому не оборачивались до определённого момента. Когда ноги немного забились, делаю остановку и наблюдаю точку на горизонте – Насте коньки не зашли совсем.
Сидим, ждём. Настя догоняет, и мы вновь улетаем вдаль. После нескольких таких догонялок Настя сдаётся и надевает ледоступы. В таком снаряжении её скорость заметно возросла и мы уже не так долго ждали на привалах. К тому же лёд, как нам казалось, начал портиться – появились снежные перекаты, которые нужно было объезжать или переходить. Перекатный снег на Байкале – это плотная субстанция, в которой коньки вязнут, не давая ехать.
Снова встречаем пешую группу на ледоступах и с лыжными палками. Местные. Тоже делают свой последний переход на маршруте.
Обедаем и снимаем коньки. Ноги не устали, но двигаться по снежным лабиринтам показалось слишком медленно.
Вечереет, мы идём прямой наводкой на мыс. Где-то за ним должна быть точка ночёвки на берегу «за чёрным пнём» с дровами и столиком. Так нам сказала проходящая группа местных.
Обогнув мыс держимся ближе к берегу, лавируя между торосными грядами. На склоне в одном из долов (падь) замечаю движение. Кажется, на стоянке уже кто-то разбил лагерь. Подходим ближе, видим на склоне две больших палатки с торчащими трубами. Кирилл уводит нас дальше, несмотря на протесты и уговоры. «Слишком много людей».
Проходим ещё пару километров и «паркуемся» на маленьком клочке суши. Здесь есть костровище и немного дров для первого походного костра. Палатку придётся ставить на льду, но это не проблема.
Пока савим лагерь, закатное солнце вырисовывает тонкую линию на горизонте.
Пока Кирилл пытается залить водой отверстие от ледобура с колышком, пробуриваю проушину Абалакова и надёжно фиксирую оттяжку тамбура. Спасибо, Вестра, сборы 2020 прошли не зря. В дальнейшем ставили палатки только так.
Вторая ночёвка в палатке – тепло и комфортно, хотя от костра отходить очень не хотелось.
Читайте также.