Найти тему
Gorbunoff - все о машинах

Брошенный советский поезд с реактивным двигателем – СВЛ

С момента появления первых самоходных транспортных средств, конструкторы работали над увеличением их динамики, и если поначалу, это было обусловлено неконкурентоспособностью со скоростью гужевых повозок, то уже через пару десятилетий началась настоящая гонка вооружений.

Продолжалась она как на земле, так и в воздухе, но в конце 30-х годов был собран первый самолёт с реактивным двигателем, который на многие десятилетия стал самым энергоэффективным и мощным силовым агрегатом в мире. Разумеется, данную технологию пытались адаптировать и под использование в традиционных наземных видах транспорте, таких, как например железнодорожные составы. Первопроходцами в этом направлении стали американцы, испытавшие реактивную установку в рамках проекта М-497 в 60-годах прошлого века. Советские конструкторы, узнав о подобном эксперименте, решили не оставаться в стороне и представить своё видение подвижного состава на реактивной тяге, который получил название СВЛ.

-2

Своим появлением «Высокоскоростной вагон-лаборатория» также обязан желанию промышленников изучить перспективность высокоскоростного наземного транспорта и того, насколько требователен он будет к дорожному полотну. Поначалу СВЛ хотели оснастить двигателем Р15Б-300 от сверхзвукового военного разведчика МИГ-25, но в силу его низкого ресурса, выбор пал на двухконтурный турбореактивный АИ-25 от пассажирского самолёта Як-40. Головная часть моторного вагона серийного электропоезда ЭР22, взятая за основу, была доработана для достижения минимального лобового сопротивления, и, соответственно, увеличения максимальной скорости и экономии топлива. Первые этапы сборки производились на рижском вагоностроительном заводе, но позднее, было принято решение перевезти СВЛ в Калининград, где его сборку и завершили в конце 1970 года.

-3

В течение 5 лет поезд проходил различные испытания на участке между Новомосковском и Днепродзержинском, на котором удалось поставить мировой рекорд скорости на колее в 1520 миллиметров, составивший безумные для тех лет 250 километров в час. К 1975 году испытания были завершены из-за сбора всех необходимых данных, а эксперименты с участием СВЛ прекратились. Более 3 десятилетий это произведение инженерного искусства гнило в «отстойнике» на станции Дорошиха, пока в 2008 году нос вагона с реактивными двигателями не был отрезан и установлен в виде памятника напротив тверского вагоностроительного завода. Печальная судьба, согласитесь?