Найти тему
Реплика от скептика

Мариэтта Чудакова и Виктор Петелин о Булгакове. Отзыв на две книги об одном человеке, из которых одна понравилась, а вторая не очень...

Обложка книги, взято отсюда: https://litinstitut.ru/sites/default/files/chudakova_bulgakov_obl.jpg
Обложка книги, взято отсюда: https://litinstitut.ru/sites/default/files/chudakova_bulgakov_obl.jpg

Чудакова, М. Жизнеописание Михаила Булгакова. – М.: Книга, 1988.

Книга Мариэтты Омаровны Чудаковой о Михаиле Булгакове – это первый полноценный научный труд, воссоздавший жизнь писателя практически по дням. Достигнуть такой подробности и скрупулёзности автору помогло использование сохранившихся дневников и писем самого Булгакова и его близких, а также личные встречи и беседы с жёнами писателя.

Повествование построено строго по хронологии, и это порой мешает прослеживать какие-то отдельные сюжетные линии (к примеру, было бы проще прочитать полностью о его скитаниях в годы гражданской войны, женитьбах-разводах, о создании «Мастера и Маргариты», и так далее). Но ведь реальная жизнь протекает не тематическими кусками, а именно так, день за днём.

Благодаря титаническому труду Чудаковой, Булгаков предстаёт перед нами, во-первых, несвоевременным писателем (очень мало из написанного им было издано при жизни), не желающим или не умеющим быть актуальным в своё время; во-вторых, - человеком, которого не волнует материальная основа своей (и не только своей) жизни (а ведь у него была профессия, давшая бы ему стабильное материальное положение); в-третьих, - человеком увлекающимся и влюбчивым (не очень красиво выглядит его развод с первой женой Татьяной, которая была рядом с ним в самые трудные годы, за счёт имущества которой – пресловутого золотого браслета и не только - они какое-то время жили, которая помогла ему излечиться от морфинозависимости – правда, насчёт того, что излечился окончательно, есть другие данные).

Творческий процесс Булгакова показан Чудаковой тоже весьма подробно, по дням, неделям и месяцам. Мы видим, как у него возникал замысел, как он писал, как редакции и театры с радостью хватались за его произведения, как он обнадёживался и как потом разочаровывался и переживал, когда цензура отказывала в публикации.

С интересом прочитала я и реалии быта послереволюционной Москвы – неразбериху, бедность, жилищный вопрос (ведь Булгаков приехал в Москву с женой из Киева, ничего не имея, но сумел прописаться в комнату мужа своей сестры, и остаться там жить, даже когда сам хозяин комнаты выехал – такое в более позднее время могло и не пройти; а потом два развода и, соответственно, повторное решение жилищных проблем), и в то же время бурная литературная и театральная жизнь.

Вот таким и предстаёт перед нами Михаил Афанасьевич Булгаков – далеко не ангел в быту, но гениальный писатель.

Петелин, В. Жизнь Булгакова. Дописать раньше, чем умереть. - М.: Центрполиграф, 2015.

Фотография автора
Фотография автора

Книгу Петелина о Булгакове я читала сразу после книги Чудаковой. Бросилась в глаза разница. Если у Чудаковой в первую очередь факты, то у Петелина гораздо больше эмоций. Для читателя это может быть интересно, но для объективности повествования – не всегда. Этот стиль немного сбил меня с толку. Почему-то показалось, что Петелин моложе Чудаковой, а оказалось наоборот: Мариэтта Омаровна родилась в 1937 году, а Виктор Васильевич – в 1929-м, и о Булгакове начал писать ещё в 1986 году. А первое издание книги «Жизнь Булгакова. Дописать раньше, чем умереть» вышло ещё в 2000 году.

В своей книге Петелин неоднократно ссылается на труд Чудаковой.

Плюсы книги: хорошая документальная база, личные беседы с жёнами Булгакова (если М. Чудакова в своём исследовании опирается на беседы с Т. Лаппа и Е. Булгаковой, то В. Петелин общался с Л. Белозерской и Е. Булгаковой), подробный историко-литературоведческий анализ основных произведений Булгакова.

Понравились приведённые воспоминания Л. Белозерской о фильме Алова и Наумова «Бег». Когда этот фильм вышел, поколение моих родителей восхищалось им, и, в частности, игрой Дворжецкого в роли Хлудова. У второй жены Булгакова мнение о фильме совершенно противоположное, и, по зрелому размышлению, с ней нельзя не согласиться.

Минусов, к сожалению, я нашла больше. На мой взгляд, образ Булгакова как человека получился несколько приукрашенным, поскольку совсем не упоминаются его неблаговидные поступки по отношению к первой жене и пагубные пристрастия. Может быть, автор сделал это сознательно, чтобы основной акцент пришёлся на вопросы творчества Мастера, а не на его личную жизнь.

Вызвал сомнение тезис Петелина о том, что Булгаков якобы не собирался уезжать из России. Но документы и воспоминания говорят об обратном. Хотел уехать, ещё в 1918 году, когда жил и работал во Владикавказе. Но не получилось. Об этом вспоминает Татьяна Лаппа. Хотел уехать и позже, когда писал письмо Сталину в 1929 году, сетуя на то, что его произведения не печатаются, а пьесы не ставятся. Очень недальновидно просил выслать его из страны. И когда Сталин ему перезвонил и сказал: может, вам и вправду лучше уехать, коль мы вам так надоели, у него хватило благоразумия сказать: нет, я не смогу жить без России (но на основании этих слов не стоило бы делать вывод о том, что Булгаков не хотел уехать из России). И Сталин дал распоряжение взять Булгакова на работу во МХАТ, режиссёром и актёром. Эта работа ему не нравилась, но вообще удивительно, что он так легко выпутался из этой скользкой ситуации.

Второй большой минус – это частые повторы, буквально целые фразы, абзацы и даже страницы совершенно одинакового текста повторяются по два раза. Что это – авторская небрежность, редакторский недосмотр или намеренное раздувание объёма в надежде, что никто не заметит?

Третьим минусом назову перескакивание по хронологии. То Петелин пишет о том, как Булгаков писал то или иное произведение, потом, забегая вперёд, как его запрещали, потом опять возвращается на какое-то время назад, потом даёт разбор этого произведения, а потом ещё раз вкратце повторяет историю его создания. На мой взгляд, несколько сумбурно.

Минус номер четыре – многовато автора. Так, плавно перейдя от описаний трудностей в издании произведений Булгакова к трудностям в издании своей книги, где была одна из первых статей Петелина о Булгакове, Виктор Васильевич полностью приводит своё оправдательное письмо, в котором объясняет свою позицию по отношению к героям пьесы Булгакова «Бег» и их прототипам. В этом письме, в частности, был пассаж о том, что отрицательный отзыв о книге может плохо повлиять на решение жилищного вопроса Петелина – он, мол, уже пять лет стоит в очереди на расширение, как бы это не повлияло на продвижение очереди… Охотно верю, что в описываемое время (70-е годы ХХ века) так и было, и так и могло быть, но в издании книги 2015 года эту тему можно было бы и пропустить. Или таким образом Виктор Васильевич проводит параллели между собой и Булгаковым – у него были трудности с изданием произведений, и у меня тоже. У него были проблемы с жильём, и у меня тоже. А что? Люди как люди, только квартирный вопрос их испортил… Кстати говоря, на самом деле и у Булгакова, и у Петелина с жильём было не так уж и плохо. Булгаков два раза разводился, и с каждой новой женой получал новую квартиру, причём не через 20 лет, как рядовые граждане СССР. Так же и Петелин. Да и материальное положение Булгакова тоже… хоть он в своих письмах и сетует на нищету, но ведь с прислугой-то не расстаётся. Впрочем, это так, к слову.

А вообще Булгакову очень повезло в жизни, в частности, с жёнами. Первая была с ним в самые трудные времена, помогала и сопереживала. Вторая стала для него праздником, ярким подарком, и именно ей посвящены лучшие произведения писателя. Третья стала надёжным помощником в его трудах, хранительницей его архива, и именно ей мы обязаны сохранностью рукописи «Мастера и Маргариты».

Этот материал ранее был размещён мною здесь: https://my.mail.ru/community/manuscripts/6BCB82BD04B83F34.html

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!

Книги
3507 интересуются