Меня всегда интересовала христианская антропология, поэтому хочу поделиться интересными и глубокими взглядами Н.М. Новикова на вопросы ума, рассудка, внимания и сердца-духа в отношении к молитве «умного делания»:
Понять, что такое «ум в сердце» действительно не так просто, но это, конечно, не аллегория, а опытно переживаемая реальность. Вместе с тем это технический термин, довольно точно эту реальность отображающий и прочно утвердившийся в аскетической традиции. Это, к тому же, не новшество, – термин отражает вековой опыт святых подвижников…
Что такое, собственно, внимание? О чем конкретно мы говорим? Чем мы внимаем? Какая из трех способностей нашей души занимается этим? Воля не способна воспринимать текст книги, ее задача направить туда внимание. Чувство тоже не понимает, что написано в книге, – оно лишь переживает прочитанное, благодаря вниманию, направленному в книгу. А что есть само внимание? Сказано: «Внемли себе... Посредством чего? Разумеется, посредством ума, потому что ничем другим внимать невозможно» [1]. Речь идет о воспринимающей способности ума, и уже отсюда должно быть ясно, почему отеческая традиция уравнивает понятия ум и внимание, почему упоминание одного из них подразумевает второе.
Однако нужно уточнить: общепринятое выражение «внимание ума» употреблять в прямом значении корректно лишь в отношение молитвенных состояний. В прочих случаях оно не вполне точно. Оно достаточно условно, потому что, строго говоря, внимание – это направленность и ума, и рассудка на объект восприятия. В повседневной жизни это всегда совместное действие: ум плюс рассудок. Сигналы, воспринятые органами чувств, – то, что видим, слышим и ощущаем вовне и внутри себя, – все это считывает, классифицирует, анализирует и обобщает посредством мозга рассудок (здесь термин рассудок используется в том же значении, которое психология соотносит с понятием восприятия).
Его задача – сбор эмпирических данных, первичная их обработка, его сила в рациональном мышлении, логическом рассуждении, через него реализуется наша аналитическая способность. Но рассудок лишь инструмент [2], доставляющий сведения «через исследование и изыскание» [3]. А вот постигать сущность предметов, явлений, уразумевать их содержание, внутренний смысл – это уже прерогатива ума. Так что познание, постижение всегда есть плод сотрудничества обоих этих начал, их гармоничного взаимодействия: рассудок воспринимает, а ум постигает воспринятое. Это и позволяет нам заключить: внимание есть умно-рассудочная способность восприятия.
Особым образом взаимодействуют ум и рассудок, когда человек погружен в молитву. Здесь есть два уровня состояний сознания: умно-сердечный и созерцательный. В первом случае, когда ум соединяется с сердцем-духом, работа ума и рассудка становится раздельной и параллельной. Ум внимает в молитве Богу, а рассудок взаимодействует с земным миром. Внимать и общаться с Богом, Который есть Дух [4], способен только наш ум посредством нашего духа. Но никак не рассудок. Постижение Бога, богопознание – исключительное право ума. Если же к вниманию ума, направленному к Богу, начинает примешиваться рассудок, то это уже не молитва, не богообщение, но – размышление о Боге, благочестивое богомыслие. Или же это будет беседой с воображаемым Богом, а точнее, беседой с самим собой – самообщением…
Второе, еще более высокое, состояние сознания – созерцательная молитва, при которой рассудочная деятельность вовсе приостанавливается. О таком состоянии сказано: «в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает» (2Коринф.12:2). Неведение обусловлено тем, что рассудок прекратил принимать сигналы телесных органов чувств, его внимание отключено. Это тот случай, когда выражение внимание ума следует понимать буквально. Ум в чистом виде погружен в мир духовный и пребывает полностью в Боге. Такое состояние еще называется трансом.