Получается, что в ходе исторического развития позвоночных размер головного мозга действительно увеличивается (разумеется, относительно размеров тела) и достиг максимума у одного-единственного вида позвоночных — Homo sapiens. [...] Все началось в 1890 году с находки Эженом Дюбуа останков питекантропа на острове Ява. Объем черепной коробки диковинного существа был гораздо больше, чем у неразумных современных обезьян, но в то же время не дотягивал до уровня человека. Дюбуа не поленился сравнить относительные размеры разных животных, в том числе и вымерших, реконструировав их, но там все проходило довольно гладко: с повышением общей организации размер мозга увеличивался, однако таких резких скачков, как у приматов (вымерших и ныне живущих), не было.
Два поколения антропологов скрупулезно проверяли вывод Дюбуа, и в конце концов, уже в середине нашего века, англичанин А. Кейс сформулировал теорию «мозгового рубикона». Сопоставив абсолютные размеры головного мозга древнейших и древних гоминид, современных приматов и человека, он увидел, что плавные кривые увеличения объема и массы мозга в одном месте разрываются.
Что именно, как и когда произошло в эволюции мозга приматов — на эти вопросы до сих пор нет однозначных ответов. Но факт остается фактом: на одном берегу «мозгового рубикона» остались древнейшие предки людей и человекообразные обезьяны (масса мозга до 700 г), на другой берег перешли наши ближайшие предки и мы сами (масса мозга 850 г и более).
Казалось бы, невелика разность, но за ней — и сознательный труд, и развитое абстрактное мышление... Словом, все то, что не поддается исчерпывающему и строгому определению, но составляет суть человека [2].
Некоторые факты биографии
Эжен Дюбуа родился в городе Эйсден в Нидерландах 28 января 1858 года. Благодаря среде, в которой он вырос, влиянию своего отца, своего учителя, а позже (1870-1877) преподавателей Государственного университета в Рурмонде, Дюбуа проявил большой интерес к флоре, фауне и геологии. В 1877 году он начал изучать медицину в Амстердамском университете и в 1884 сдал медицинский экзамен. В 1881-1887 годах он был ассистентом в анатомической лаборатории; в 1886-1887 годах также преподавал анатомию. Его исследования строения и эволюции гортани относятся к тем годам..
Труды Дарвина и Уоллеса об эволюции оказали большое влияние на Дюбуа. Его открытие (1886) черепов доисторических людей в Хенкепуте близ Райкхольта и описание скелетов неандертальцев, найденных в Шпионе (Бельгия), побудили искать «недостающее звено» между обезьяной и человеком. Он считал, что нужно отправиться в тропическую зону, где все еще жили человекообразные обезьяны, и его выбор пал на Голландскую Ост-Индию.
Поскольку никаких средств от правительства получить не удалось, Дюбуа подал в отставку со своих должностей в Амстердаме и поступил на службу в Королевскую голландскую Ост-Индскую армию в качестве офицера здравоохранения на восемь лет. В конце 1887 года он прибыл в Паданг на Суматре. После нескольких месяцев службы в госпитале в мае 1888 года его перевели в больницу в Падакомбо, и Дюбуа начал исследования в пещерах. Полученные результаты сделали его ответственным за палеонтологические исследования на Суматре в 1889 году и на Яве в 1890 году. Оказалось, что фауна, останки которой он нашел в суматранских пещерах, была слишком молода, чтобы вместить в себя «недостающее звено».
На Яве Ф. У. Юнгхун и Раден Салех ранее обнаружили более древние (плейстоценовые) отложения с ископаемыми останками млекопитающих, а в 1888 году Б. Д. Ван Ритшотен обнаружил ископаемый человеческий череп в районе Ваджак (Кедири) (позже описанный Дюбуа как ваджакский человек, Homo wadjakensis). На очень богатом участке в Триниле, на реке Соло, в 1891 году были найдены коренные зубы верхней челюсти и черепная крышка, которые Дюбуа приписал вымершему очень крупному шимпанзе. В 1892 году последовало открытие левой бедренной кости.
Дюбуа первоначально приписал это шимпанзе, который, по его мнению, ходил прямоходящим и которого он поэтому назвал Anthropopithecus erectus. Позже он пришел к выводу, что эти останки принадлежали не человекообразной обезьяне, а обезьяночеловеку, которого он рассматривал как промежуточную форму и которому дал название Pithecanthropus erectus (1894). К этим находкам были добавлены второй моляр верхней челюсти и ложный моляр нижней челюсти; в 1932 году в коллекции, собранной Дюбуа и сохраненной Лейденом, были найдены некоторые фрагменты бедренной кости [3].
Защита Дюбуа своей находки
В 1894 году Дюбуа опубликовал описание своих окаменелостей, назвав их Pithecanthropus erectus, описав его не как обезьяну или человека, а как нечто промежуточное. В 1895 году он вернулся в Европу, чтобы продвигать свою находку. Несколько ученых с энтузиазмом поддержали работу Дюбуа, но большинство не согласились с его интерпретацией. Почти все согласились с тем, что бедренная кость практически неотличима от бедренной кости человека, но многие сомневались, что она, как утверждал Дюбуа, принадлежала тому же человеку, что и череп. Некоторые французские ученые осторожно признали, что Дюбуа может быть прав. Немецкие ученые склонялись к мнению, что череп принадлежал гигантской обезьяне, такой как гиббон, в то время как английские ученые склонялись к тому, чтобы рассматривать его как человеческий, происходящую либо от примитивного, либо от патологического индивидуума. Но было много других мнений — ученые указывали на сходство между черепной шапкой яванского человека и окаменелостями неандертальцев.
Дюбуа энергично защищал свою интерпретацию, отвечая на критику, предоставляя дополнительную информацию об окаменелостях и путешествуя по Западной Европе, чтобы говорить и демонстрировать находку. Он отметил, что одни эксперты считали череп обезьяноподобным, а другие считали его похожим на человеческий. Это укрепило его аргумент о том, что это была смесь обоих. Со временем позиция Дюбуа получила все большую поддержку, хотя окаменелости оставались спорными.
Примерно в 1900 году Дюбуа перестал обсуждать яванского человека и спрятал окаменелости у себя дома, а сам перешел к другим темам исследований. Возможно, это было сделано для защиты его интеллектуального приоритета; Дюбуа был в ярости, когда другой ученый получил слепок его находки, а затем приступил к детальному исследованию, которое превзошло все, что сделал Дюбуа. Когда Дюбуа прекратил свое участие в дискуссиях, а окаменелости стали недоступны, споры утихли. В 1897 году он получил почетную докторскую степень по ботанике и зоологии в Амстердамском университете, а в 1899 году стал там профессором кристаллографии, минералогии, геологии и палеонтологии. Это было не так впечатляюще, как звучало; он зарабатывал меньше, чем 10 лет назад преподавал анатомию.
В течение следующих нескольких десятилетий он проводил исследования в ряде областей. В частности, он посвятил много усилий пониманию взаимосвязи между массой тела и массой мозга. В конце концов он придумал сложную схему, в которой все животные имели определенную степень энцефализации, которая увеличивалась скачками в два раза (таким образом, люди составляли 1, обезьяны — 1/4, кошки и собаки — 1/8 и т.д.). Это был новаторский подход, но результаты Дюбуа были безнадежно ошибочными, основанными на небольшом количестве реальных данных и большом количестве предположений. Согласно этой схеме, яванский человек, особенно если реконструировать его с гиббоноподобными пропорциями тела, имел индекс 1/2, что хорошо помещало его в промежуток между обезьянами и людьми.
Только в 1923 году Дюбуа под давлением ученых вновь разрешил доступ к окаменелостям яванского человека. Это и обнаружение похожих окаменелостей снова стали предметом дискуссий. Первые два черепа пекинского человека были найдены в 1929 году, а еще три — в 1936 году. В конце 1930-х годов на Яве в Сангиране были найдены другие окаменелости питекантропов. Всем остальным было ясно, что все эти окаменелости были очень похожи на первоначальную находку Дюбуа, но Дюбуа яростно сопротивлялся этой идее, утверждая, что все они были человеческого происхождения, в то время как его, и только его, ископаемые заполнили разрыв между людьми и обезьянами. Пытаясь отличить яванского человека от этих более поздних находок, Дюбуа подчеркнул обезьяноподобные характеристики своего ископаемого, породив распространенный миф о том, что он решил, что Яванский человек — это просто гиббон, и отказался от своих претензий на его промежуточный статус [3].
Автор: Алексей Александрович Морозов
Интересно? Еще можно почитать
1) «Джеймс Дана — на основе изучения эмпирических данных — высказал предположение, «...что есть общая, единая для всего животного мира закономерность, — развитие мозга и интеллекта. Закономерность последовательного развития мозга он и назвал „цефализацией“. Эти идеи казались учёным отсталыми и реакционными, такой научной попыткой восстановить представление богословов о выдуманных ими целях Творца. В результате эти неправильные идеи были опубликованы в 1851 году и „благополучно“ забыты почти на столетие».
Этот и еще 190 материалов VIKENT.RU по теме Эволюционные идеи
2) Видео: ТВОРЧЕСКАЯ ЭКСПАНСИЯ
3) Видео: ВОПРОСЫ ТВОРЧЕСТВА для: Новичков, Слушателей онлайн-курса VIKENT.RU и наших Докладчиков
Источники
- Эжен Дюбуа на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/1590/
- Мягков Н.А.. Четвертый мозговой рубикон. Журнал «Химия и жизнь», 1991, № 1, стр. 47-49. https://web.archive.org/web/20190222085846/http://veinik.ru/science/biolog/article/148.html
- DUBOIS, Marie Eugène François Thomas (1858-1940) https://resources.huygens.knaw.nl/bwn1880-2000/lemmata/bwn1/duboisme
- Biographies: Eugene Dubois http://www.talkorigins.org/faqs/homs/edubois.html
Фото:
#vikent_ru #Дюбуа #великиеличности #великиелюди #творческиелюди #творческиеличности #деньрождения