В мае 1944 года в красноармейской газете «На штурм» сообщалось о геройском подвиге комсомольца рядового Аскара Садыкова, когда он один сражался против тридцати немцев и вышел победителем...
Еще за несколько дней до этого Садыков на своем родном языке прочитал в газете первомайский приказ товарища Сталина. Делясь своим мнением с товарищами по оружию, Садыков сказал:
— Немцев мы крепко побили. Теперь гитлеровцы уже не те, что были в 1941-1942 годах. Сейчас они боятся нас, как лиса беркута. Сталин дал мне новые силы. Приказ вождя — это наша победа. Там, где буду стоять я — там немец не пройдет. Там смерть или победа. Так приказал нам сражаться с врагом наш народный акын Джамбул.
В темную майскую ночь Садыков стоял один на посту y своего маленького ротного миномета. Кругом была тишина. Только изредка во тьме неба вспыхивали немецкие ракеты. Тихий весенний ветерок откуда-то доносил нежный запах черемухи. В памяти Садыкова вставали его любимые казахские степи с морем цветов, вспоминались напутственные слова из песни Джамбула — смерть или победа.
Светало. Садыков с напряжением смотрел в даль. Прислонившись ухом к земле, он вдруг услышал подозрительный шорох и лязг какого-то металла. Затем он заметил, как в предутреннем тумане на земле стали вырисовываться ползущие фигуры гитлеровцев. Их было до тридцати. Враг шел в разведку. Садыков не растерялся и решил подпустить его поближе и принять бой.
Вот уже немцы находились не более, как на 30-40 метров. Тут-то Садыков и открыл губительный огонь из своего автомата. Неся урон, гитлеровцы все же продолжали наседать на нашего смельчака. Обходили его с флангов, пытались окружить. Некоторым даже удалось ворваться в наши траншеи. Немцы уже торжествовали победу, во все горло кричали:
— Русс, сдавайся!
И в эту напряженную минуту не дрогнуло комсомольское сердце рядового Садыкова. Во все стороны, откуда только появлялись фрицы, от Садыкова летели гранаты и струи пуль. В группе гитлеровских бандитов от огня нашего воина произошло замешательство. До Садыкова доносились стоны раненых фашистов.
Понеся большие потери убитыми и раневыми, гитлеровцы начали поспешно убираться восвояси. Но Садыков на этом не успокоился. У него быстро созрел план захвата пленного. Заметив отползавшего фашиста, Садыков автоматной очередью отрезал пути его отхода. Немец неоднократно пытался то правой, то левой стороной выйти из обстрела, но безуспешно. Фриц попробовал даже подняться, но над его головой просвистели пули.
Создав для гитлеровца огневое кольцо, Садыков выждал время, когда вокруг гитлеровца не осталось ни одного из его спутников, и ловким прыжком набросился на него, схватил и втащил в свою траншею. Подоспевшие на помощь Садыкову наши бойцы и командиры продолжали гнать уцелевших в живых немцев.
Так воин-богатырь, сын казахского народа, вел бой против 30 немцев и вышел победителем.
Ст. лейтенант B. АБРАМЕНКОВ (1944)