Давным-давно, когда я выбирал себе свою первую машину, довелось мне пообщаться с посетителями автофорумов. Как бы вам объяснить... У них там... своя атмосфера. Но начнем издалека.
Почему машина должна стоить 2 месячных дохода человека
Эту идею я почерпнул еще в детстве, когда узнал, сколько стоят машины бизнес-класса.
К примеру, Audi A6 трехлетка в 2003 году (тогда не было таких понятий как "новая" и "салон", зато были нормальные адекватные пошлины) стоила 20-35 тысяч долларов, в зависимости от опций. При этом 400 долларов - это была тогда нормальная зарплата, а 1000 долларов - такая высокая, что ее обладатели аж похрюкивали от осознания собственной важности (прям как публика на Дзене спустя 20 лет ежегодной долларовой инфляции, но не будем отвлекаться).
То есть, делим одно на другое и получаем от 20 до 90 месячных зарплат за драндулет (если не пить, не есть, не платить счета за ЖКХ). Мне было 15 лет, и я уже освоил операцию деления. При этом я себя помнил примерно с 5 лет, итого 120 месяцев жизни. Когда ты моложе, время течет несколько иначе.
Поверить, что кто-то будет сознательно копить на железяку практически всю мою жизнь, я решительно не мог.
А батя эти тачки гонял из Германии на продажу. И я спросил: а кто же их покупает, если зарплат больше 1000 долларов практически нет? На что получил ответ, что их покупают, примерно как батон хлеба. Просто деньги лежат в кармане - отдал и уехал.
Клиентами на такую машину были бизнесмены, бандиты и руководители крупных государственных организаций. Для них это был месячный или двухмесячный заработок. Они могли сразу же намотать эту машину на столб и через месяц купить такую же.
С тех пор я всегда знал, сколько месячных доходов должна стоить моя будущая машина. Мою теорию подтверждали умные американские книжки, написанные с учетом американских зарплат, реалий и цен на местном авторынке. Но тогда я этого еще не знал.
Я просто верил умным книжкам, в которых было написано, что машина не может стоить больше 6 месячных доходов, иначе это кабала на всю жизнь, а самая оптимальная цена персонального средства передвижения - двухмесячный доход его владельца.
Пацанскую. Только пацанскую
Но вернемся к покупке машины. В российской реальности я столкнулся с парадоксом, который был мне известен с самого начала, но который мой мозг отбросил: машина должна стоить 2 месячных дохода, как в Америке, но таких зарплат в России нет, а машины нормальные намного дороже.
В начале десятых, когда я выбирал себе первую машину, Шевроле Камаро, к примеру, стоил в России около 100 тысяч долларов против 20 у себя на родине в США. Что вполне позволяло американцу ездить на нормальной новой спортивной машине за несколько месячных зарплат.
Это просто пример, это не значит, что я присматривался к конкретно Камаро. На самом деле, всю свою молодость я присматривался к бушным Феррари и Поршам, потому что в 20 лет я не видел себя ни в какой другой тачке, кроме спортивного кабриолета красного или желтого цвета.
Впрочем, присматриваться к Феррари можно бесконечно долго, это не значит, что вы ее купите. Я вот лет 10 присматривался. Это бесплатно.
Однажды я даже нашел экземпляр Модены за миллион рублей. И миллион у меня даже был (но это не был мой доход за 2 месяца). Но это было купе, а мне нужен был непременно кабриолет. Кабриолеты Феррари были вдвое дороже. И я ее не купил. Дурак.
Российские автолюбители думают иначе
И вот с таким взглядом на жизнь пацан пошел советоваться на российские автофорумы. Пацан не был понят. Впрочем, взаимно.
Оказалось, в России считается НОРМАЛЬНЫМ по 2-3 года копить на машину, вбухивать в нее все деньги. Я бы в шоке. Для меня 3 года подряд откладывать деньги, во всем себе отказывая - это как отбыть десятку на каторге.
Впрочем, у народа был неубиваемый аргумент: а какую такую, собственно, машину ты собрался покупать с зарплаты за полгода? И действительно, адекватная зарплата в то время в Москве была тыщ 70, на эти деньги можно было взять разве что ушатанный Логан или ржавый Жигуль.
От кабриолета в итоге пришлось отказаться, потому что я хотел пойти работать в такси. Надо сказать, что на свою первую машину за несколько зарплат я так и не заработал. Потому что в России это было невозможно тогда, и вдвойне невозможно сейчас. Вместо этого я просто плюнул, продал дедов гараж (а зачем гараж без машины?), и эти 500 тысяч решил потратить на тачку, не заморачиваясь, сколько это зарплат - иначе ее вообще никак не купить было.
Из новых авто в тот же период появилась на рынке красивая, пацанская но очень странная Тагаз Аквелла, которую я всерьез начал рассматривать к покупке, оценив неубиваемый народный аргумент. Присмотревшись к ее сантиметровым зазорам, мертвому движку и средневековой механической коробке, я этот вариант оставил.
В общем, в итоге получилось то, что получилось, лучше бы я взял этот несчастный Порш за 500 и успокоился - хоть удовольствие бы получил. Можете посмотреть ролик про Страну Советов.
Проведя пару опросов на форуме, я понял, что при зарплате 40-90 тысяч россиянин стремился к машине за миллион-полтора. Бэха Пятерка, Ниссан Жук, Киа Соренто, Мазда 6 - такие в среднем были машины мечты у россиян. Люди копили и покупали.
Самый большой парадокс, который отсюда вытекает
Это все было 10-12 лет назад примерно. Но есть одна маленькая интересная деталь: 10-12 лет назад на 20 тысяч можно было как-то прожить, а остальное копить на железку - если уж так хочется быть рабом своей железки.
За 10 лет зарплаты в стране не изменились ни на копейку, цены на еду выросли в 3 раза, а машины тоже подорожали в 2-3 раза с тех пор. Да, может быть, Росстат и прав: ну пусть мы поверим, что в среднем люди получают 60 тысяч. Но и самая банальная жратва на семью с коммуналкой на месяц теперь стоит эти 60 тысяч!
Вопрос: и кто должен теперь покупать эти "бюджетные" новые машины за миллионы с располагаемого дохода в 0 рублей после покупки еды и одежды?
Для кого их вообще производят? Для все тех же избранных, которым купить тачку - то же самое, что и батон хлеба?
Но ведь серьезные люди с миллионами не будут покупать ни Весту за полтораху, ни Москвич, который на самом деле JAC, за 2 ляма, ни вообще любое поделие, которое задумывалось как народное, а цены антинародные!
Речь даже не идет о привезенных из ОАЭ Мерседесах. Миллионы рублей теперь стоит откровенный мусор из фенольного пластика!
Дело уже даже не в том, что нельзя купить машину в личное пользование по таким ценам, уже непонятно, как собирается при таком рынке цен на новые авто функционировать хотя бы рынок такси!
Вы можете себе представить, что, чтобы заработать 140 рублей на вашей поездке в Яндекс-такси, человек должен сначала вынуть из кармана и отдать 2 ляма за рабочий Солярис?
ДЛЯ
КОГО
ЭТОТ
АВТОХЛАМ
ЗА МИЛЛИОНЫ?
Где эти российские вакансии для простых людей, на которых можно заработать 2 миллиона на Москвич? Кто этот покупатель Креты за 3? Что у него в голове? Покажите мне его, я хочу увидеть этого человека.