— Этот дрался, нет вот этот дрался! Короче, они оба дрались! – грузинка Лана рассказывает, как она маленькая забирала братьев-близнецов из садика. Мальчишки были так похожи, что воспитатели не могли понять, кто из них кто, — На них жаловались, а я не знала, куда смотреть. Это повторялось почти каждый день! — при этом она очень эмоционально по-грузински жестикулирует.
Лана помогала родителям растить малышей. В семье было 6 детей. Лана – третий ребенок. Близнецы так любили ее, что, когда выросли, с первой зарплаты подарили сестренке золотые сережки.
Мы познакомились с Ланой и ее детьми в Москве на детской площадке. У нас была многонациональная тусовка во дворе. Грузины, армяне, казахи, азербайджанцы, афганцы, белорусы, русские. Заходила еще девочка-француженка с няней.
Мы очень хорошо ладили со всеми, а с Ланой дружили. Лана любила моих детей, особенно младшую дочку Ксюшу. Чтобы понянчиться с ней, приходила ко мне в гости. «Тукли-тукли» (по-грузински — «агу-агу»), — она ложилась рядом с малышкой на кровать, играла с ней и что-то ворковала по-грузински.
Но чаще мы приходили к ним в гости. Грузины очень гостеприимный народ. Могут обидеться, если откажешься зайти.
Как-то вечером Лана позвала меня к себе. Дома у нее очень уютно и чисто. Пока мы играли с детьми в гостиной, Лана готовила на кухне хачапури по-аджарски и что-то напевала. Она постелила чистую, просто белоснежную скатерть и красиво накрыла на стол.
Моей Нине было 3,5 года, но она до сих пор помнит этот вечер. Была зима. Снежная, пушистая. Сидели у Ланы на кухне, а она все не отпускала: «Не уходи, кацо! Посиди еще..» (кацо – дружеское обращение. Это как в армянском и азербайджанском слово «джан» (дорогой). Помните, в «Мимино» герои обращаются друг к другу: Рубик джан, Валик джан.
Лана очень любит этот фильм. Особенно эпизод, где Рубик и Валико «продавали» покрышку. Грузины – именно такие как в Мимино. Армяне, кстати, тоже. Потом как-нибудь расскажу про них.
Возвращаясь домой, я чувствовала, что у меня дома прохладнее, чем у Ланы, – я имею в виду душевную теплоту. У меня ее столько не было…
Как-то я позвала Лану с детьми в храм на Кантемировской. «Как хорошо, слушай! Как легко!» – ей понравился наш временный, деревянный храм. Потом Лана много раз благодарила меня за то, что я показала ей туда дорогу.
– Как у вас можно крестить детей без родственников, слушай? У нас вся деревня собирается. Соседи, родственники. Если не позовешь, обидятся, – говорила мне Лана.
– Будут родственники или нет, это неважно, Лана. Главное – покрестить. И потом, как с маленьким ребенком на руках, приготовить на всех? Ведь это тяжело.
– Тяжело, Люда, и дорого. Но у нас в Грузии только так. Это традиция.
На крестины или просто в гости собираются по 150-200 человек. Хотя иногда, когда Лана приезжали семьей в Грузию, родственники приезжали не сразу, а по очереди. Сегодня одни, завтра другие. И так много дней.
Кстати, на крещение принято быть всем вместе не только за столом, но и в храме.
Среди святых грузины очень почитают святую Нину, святого Георгия Победоносца, святую Варвару (они ее называют Барбара) и отца Гавриила Ургебадзе (мамо Габриэлле).
Мамо – отец, Дэда – по-грузински мама. Дети к родителям обращаются «мамико» (папочка) и «дэдико» (мамочка).
Моя Нина думала, что «мамико» – это имя. И тоже называла мужа Ланы «мамико».
– Нина, держись за коляску, а то она улетит! – Лана умела договориться с Ниной, когда та не хотела уходить с площадки. Нина думала, что коляска с малышкой действительно улетит, и держалась за нее – можно было спокойно идти домой.
Когда мы уехали из Москвы, Лана очень скучала.
– Мимо вашего подъезда проходишь – грустно. А дети все спрашивают, когда вы вернетесь, – говорила она мне, а у меня текли слезы…
Когда узнала, что жду третьего ребенка, я ей сообщила. А она в ответ: «Я тоже беременная».
После УЗИ пишу: «Лана, у меня мальчик». А она отвечает: «Да, ты что, кацо! У меня тоже!»
Сроки были почти одинаковые. Но Лана родила раньше – 1 февраля. А я – 25-го.
– Люда, спасибо, что ты молилась за меня. Я прямо чувствовала, что мне кто-то помогает, – написана она.
А 25 февраля, в 4 вечера, я ей сообщила, что у меня начались схватки. А через 4 часа написала: «Лана, я родила… мне было так плохо, но казалось, что ты была тут, со мной в палате».
А она ответила: «Ну, конечно, Люда, дорогая, я думала о тебе и переживала. Слава Богу!» И еще прислала длинное поздравление очень похожее на грузинский тост.
Сейчас они в Грузии. Переехали в Тбилиси.
Молитвами святой равноапостольной Нины, – пусть будет мир между народами!