Добро пожаловать в самобытный мир пышминских берегов. Сегодня мы отправимся в небольшой живописный уголок Берёзовского края - поселок Становая.
Чем он своеобразен и какова его история?
Этим вопросом задастся любой, кто сюда приедет и на въезде увидит соответствующий памятный знак, в котором зафиксировано первое "письменное упоминание" о поселении.
Надпись на памятнике, широко растиражированная в Интернете, гласит о неком смиренном иерее Устине, который "забре в си места" и у "озера глаголаемого Шарташ" (то есть, не Шарташа, а какого-то другого) нашедшего пристанище. Дальнейшее написание представляет собой странный набор намешанных русских слов со странными формами "обитахуся", "людие", "си". Неужели наши предки так писали?
Восходит эта цитата к работам берёзовского краеведа А. С. Мякишева, где он утверждает, что нашел это в некой старинной летописи в старообрядческой часовне деревни Становой. Он же и добавляет, очевидно, местные нелепые слухи, что здесь мол, проходила дружина Ермака))). По этому поводу можно лишь улыбнуться, если бы не ряд обстоятельств.
Мякишев выдает составленный фрагмент летописи как сочинённый старообрядцами, однако летоисчисление во фрагменте приводится как раз совершенно иное "майя 1672 года", которым старообрядцы в то время не пользовались. Странным является использование глагольных форм "забре" и "обре", как бы "состаривающих" написанное. Формулировка "смиренный иерей", использовавшаяся в "высоком штиле" прибавлялась в первую очередь к православным священникам, принявшим реформы Никона, но маловероятно, чтобы она применялась к старообрядческим настоятелям. Да и само появление деревни в 1672 году, задолго до появления Екатеринбурга и Берёзовского завода (?) не остановило "краеведа".
Наконец, специалист по уральскому старообрядчеству С. А. Белобородов, внимательно изучивший "писания" Мякишева, пришел в своих изысканиях [1] к выводу, что берёзовский "краевед" сочинил самый настоящий фейк, полностью вымышленное высказывание, которое он облачил в свои воспоминания и приписав это всё к старообрядческой моленной в Становой. Предоставим слово эксперту:
"Кочующее из работы в работу утверждение о возникновении Шарташской деревни в 1672 г. не имеет фактических подтверждений, и основывается на давней заметке краеведа из г. Березовского А.С. Мякишева (1888–1960) в альманахе «Уральский современник» за 1953 г., где повествуется о «записях на полях старинной Библии (?!)», которую автор видел за 40 лет до этого – в 1912 г. Именно там, якобы, говорилось и о беглом священнике Устине, который «забре» (?!) на пустынные берега Шарташа и здесь «пристанище обре» (?!). В этом же «источнике» также содержалась информация о количестве первопоселенцев-раскольников, о детстве «открывателя» уральского золота старообрядца Ерофея Маркова и о многом другом. Анализ этих «записей» позволяет утверждать, что краевед их попросту выдумал. Однако с его легкой руки дата «рождения» деревни прижилась в краеведческой литературе, а в наши дни считается едва ли не аксиомой и тиражируется в популярных статьях и на различных сайтах со ссылкой на некую «древнюю старообрядческую летопись».
К своим вымышленным датам Мякишев присоединил и основание Шарташа, и Сарапулки, и Становой, про которые он регулярно писал в газетах того времени. Но и написанное тоже показывает, что и сам господин Мякишев мало что знал о местных старообрядцах.
Итак, первое упоминание о Становой по данным С. А. Белобородова относится к 1720 году, в то время в ней жили беглопоповцы. Местная легенда гласит, что это были старообрядцы из Челябинска, пришедшие сюда вместе с главой Иваном Тимофеевым [7].
Однако в 1730-е годы здесь появилась община поморцев, которые после 1745 года ушли в Таватуй [3]. Причина ухода старообрядцев-поморцев, как выявил П. И. Мангилев, отсюда была проста: в этот год арестовали их руководителя и владельца общинного капитала - Игнатия Воронкова.
После восстановления беглопоповщины в Становой, во второй половине XVIII появилась небольшая деревянная моленная, посвящённая Николаю Чудотворцу, и скиты при ней. В 1840-е годы для уральских старообрядцев наступили не самые лучшие времена, начались гонения. В 1848 году в Становой были ликвидированы два старообрядческих скита [2], а руководители общины арестованы и сосланы в Тобольск.
К 1908 году моленная переделывается в единоверческую часовню, приписную к сарапульской Покровской Церкви. С приходом советской власти единоверие устраняется, и приход снова становится старообрядческим. В 1930-е годы культовое сооружение закрывается, но в 1970-е годы здание передается под клуб и библиотеку [5].
Однако сей памятник старинного зодчества вряд ли увидят современники. Если в 2012 году обескуполенная моленная доживала свои дни, то в 2015 году её разобрали.
В 2018 на месте моленной построили деревянную часовню. Нет теперь ни клуба, ни библиотеки.
А где же работали становлянцы?
Помимо огородов и кустарных местных промыслов староверы работали и на добыче местных ископаемых. Так, в 1728 году шарташцем П. Беляевым здесь был найден Становской железный рудник (Иваново-Вознесенский), руда которого высоко ценилась на местных заводах.
В 1760-е годы были выявлены залежи качественных мраморизированных известняков.
Отдельно стоит упомянуть и о золоте. 1756 год запомнился становлянцам как судьбоносный - благодаря находке С. Швецова здесь было выявлено золото. Через два года стал эксплуатироваться местный золотой рудник [6]. В 1763 году здесь была запущена золотопромывальная фабрика [4]. Остатки её плотины легко найти около улицы Речной. Правда, в настоящее время два земляных горба плотины старой фабрики выложены декоративным камнем.
Привозили сюда золото с копей у горы близ нынешнего ДНП "Станица". В начале XIX века вместо золотопромывальной фабрики была поставлена мукомольная мельница.
Долина Становой и её горы и сейчас рассматривается Берёзовским рудником как весьма перспективное месторождение золота, где можно добывать драгоценный металл многие десятилетия.
В начале ХХ в. под влиянием Берёзовской кооперации в Становой появляются собственные небольшие артели, основанные на кооперативных началах. В конце 1920-х - начале 1930-х годов в деревне начинает действовать сельскохозяйственная промартель, названная в ударном военно-коммунистическом духе, "Боевик" (!) [5].
В 1960-е годы обширные поля промартели взяло на себя местное отделение Шиловского совхоза. При отделении действовала молочно-товарная ферма и скотный двор. Для полива полей была устроена небольшая запруда в верховьях Становлянки.
Примерно в 1940-е - 1950-е годы в поселении начинает развиваться Становская мебельная фабрика (сейчас на её месте лесопилка). При фабрике Становая пополнилась индивидуальными жилыми домами на юг и юго-запад от основного массива старой застройки. Впоследствии на месте фабрики был устроен цех Берёзовского деревообрабатывающего комбината, где производили тумбочки для радиоаппаратуры и народного хозяйства [5].
Резьба по дереву, заложенная ещё в старой школе, до сих пор радует глаз всякого, кто проезжает / проходит по улице Становой. Сложно не остановиться у деревянных фигурок Бабы Яги, медведя и других животных и персонажей.
В 1970-е годы в Становой обосновались военные из Управления воздушного движения. Была построена войсковая часть и комплекс ПВО для защиты Свердловска.
В 1960-е годы Становая была соединена с Берёзовским хорошей асфальтированной дорогой. Местные жители помнят, как по хорошей дороге они гоняли на мопедах к верховодью Белоярского водохранилища.
Помимо предприятий в советский период в Становой действовали свои детские ясли, школа-восьмилетка, медицинский пункт.
В 1965 был установлен обелиск погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.
С падением советской власти остались в Становой магазины, ФАП, библиотека и местная администрация.
В 2015 году в Становой появилось необычное предприятие - Становлянский завод по производству питьевых бутилированных вод из местных водоносных источников.
Несмотря на течение времени, живы в Становой старинные дома, особенно на улице 1 Мая. Некоторые из них, по словам жителей, построены в начале ХХ века.
Среди известных жителей Становой краеведы обычно называют купцов Казанцевых, которые впоследствии перебрались в Екатеринбург и накопили солидное состояние. Однако местные жители подскажут, что ещё живут в Становой потомки известного рода купцов-старообрядцев Батановых, которые пришли сюда из Сарапулки. Батановы, к слову, в Екатеринбурге занимали лучшие места Заячьего и Волчьего порядков в Екатеринбурге. И в Становой, и в Сарапулке проживают их многочисленные потомки.
В 2009 году не без помощи В. В. Путина в Становую с большим трудом был проведен газ. Этого стало достаточно для активного освоения ИЖС. С 2010 года активно преображаются окрестности Становой - появились коттеджные поселки Становлянка и Полевой. По генеральному плану, в обозримом будущем пустующие бывшие совхозные поля на юг от поселка тоже будут застроены разными коттеджами.
В качестве финального аккорда прикладываем снимки долины Пышмы близ Становой, исчерченные движениями золотого корабля № 54.
По дороге дальше можно заметить небольшой искусственный водопад и потом уже выйти к берегам Пышмы.
Легко заметить, что южный берег здесь высоковатый, он уже искусственно досыпанный, а вот северный - сохранил свои прежние очертания. Летом и весной здесь полно рыбаков и охотников. По дорогам отсюда можно выехать в район п. Малышева и на верховодье Белоярского водохранилища.
Ссылки:
1) Белобородов С. А. Шарташ – старообрядческий рай (из истории «шарташской веры» на Урале в XVII – первой половине XX вв.) // Общественная мысль и традиции русской духовной культуры в исторических и литературных памятниках XVI–XX вв. Новосибирск, 2005. С. 343–352.
2) Белобородов С. А. Староверы горнозаводского Урала: страницы истории согласия беглопоповцев/часовенных XVIII – начала XX в. Екатеринбург, 2017
3) Мангилев П. И. К истории поморского согласия на Урале XVIII-XX веков
4) Корепанов Н. С. Уктус - исток Екатеринбурга. Екатеринбург, 2012.
5) Чечвий Т. Становая - историческая стоянка // Берёзовский рабочий. 27.07.2022
6) Опенкина С. С., Тетеркин Г. П. Берёзовский. Свердловск, 1985.
7) Сборник статистических сведений по Екатеринбургскому уезду Пермской губернии. Екатеринбург, 1891.
#уральское старообрядчество
#Пышма
#исторические фейки
#золото
#поселки Урала