Приветствуем читателей нашего канала!
Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию виртуальное посещение интересного карьера у поселка Становая. наверняка многим более известно село Мраморское с его гигантским карьером, однако недалеко от Берёзовского тоже есть своя достопримечательность - мраморный карьер недалеко от Сарапулки.
Попасть на него сейчас затруднительно - простых любопытствующих разворачивает назад охрана, а буквально десять лет назад сюда можно было легко попасть...
История добычи мрамора в этих местах тесно переплетена с другим промышленным делом - добычей железной руды на Ивано-Вознесенском месторождении.
Самое раннее упоминание об открытии железных руд у Становой на "известковой горе" относится к 1728 году. Согласно "Описанию..." В.И. де Геннина открыт был рудник шарташским жителем Парфеном Беляевым:
"руда железная лежит на ровном месте гнездами, идет вглубь шириною на одну, а вдоль на 10 сажен в разборном камне...".
Причем железную руду у Становой де Геннин характеризовал хорошей, высокого качества, как и руду Шиловского месторождения. Эта руда с 1734 года доставлялась в Екатеринбург на домну и потом выжигалась в смеси с чугуном в молотовых горнах. Со Становского железного рудника сначала ежедневно вывозилось, по подсчетам де Геннина, 162 пуда и 22 фунта твердой руды, то есть, около 2663,3 кг и 148 пудов мягкой руды, то бишь, примерно 2424,2 кг [1].
Очевидно, что с такими темпами эксплуатации месторождение вскоре было стремительно выработано. Часть полученного железа доставлялась в Сарапулку для токарных промыслов.
Мраморное месторождение в этих местах, согласно геологическому справочнику, было открыто предположительно в 1760-е годы. С 1766 на "мраморные копи" возили через Шарташ до 200 ссыльных-колодников для ломки мрамора [5]. Н.С. Попов описывал местный мрамор в 1809-1810 гг. как "белый [мрамор] крупнозвездчатой сыпи, при ключике Квасне, на ровном месте в 2 верстах от деревни Становой..." [4]. До открытия этого месторождения "известной камень" добывали у деревни Колюткино за Арамилью.
Правда, сарапульский мрамор был весьма трещиноватый и очень хрупкий, так что в основном его ломали на известь, которую потом обжигали. На фрагменте карты 1860-х годов в окрестностях Сарапулки указано ещё одно месторождение известняка (красный кружок) на северо-восток от поселения.
С начала 1880-х годов "известковую гору" взял в аренду Степан Грачев, сын известного екатеринбургского мукомола Никифора Грачева. Полученную известь он продавал на торговых местах Екатеринбурга и Берёзовского,а также в доме отца на улице Дубровинской у церкви Большой Златоуст [3].
С постройкой в 1895 г. у ст. Косулино завода Меньшикова, местные материалы вывозили на предприятие для производства строительных материалов, кирпичей и извести. В 1906 г. местные мраморы тоже стали вывозить в Косулино, ибо там была построена специальная мельница [7].
Однако после революции добычу известняка забросили на 8 лет и снова взялись за... добычу железной руды. Примерно в 1920-1930-е годы здесь было устроено поселение рабочих и даже правление железного рудника. Лишь в 1926 г., с возобновлением работы на Косулинском заводе, отсюда стали снова возить известь. Мрамор же стал не нужен...
В справочных изданиях предприятия железного рудника у Берёзовского не упоминаются, наиболее вероятно, что здесь работала бригада артельщиков-кустарей.
Добытую железную руду вывозили в Берёзовский на кузнечные кооперативные мастерские. Если пройти по лесу к западу от мраморного карьера, то можно найти старые выработки и земляные отвалы с тех времен. В 1927 году месторождение было подробно описано геологом С. П. Абакумовским, эти сведения пригодились в обозримом будущем [6].
В настоящее время на поляне, где располагалось правление рудника, уже ничего не осталось. Одни кусты да деревья.
В послевоенные годы снова вернулись к добыче известняка. Сарапульское месторождение известняка № 214 в 1949 году было обследовано специальной партией Уральского геологического управления.
В отчете геологи кратко указывали:
"Месторождение представлено мраморами. В геологическом строении принимают участие гранитоиды, среди которых находятся осадочные породы - известняки, превращенные в мрамор. Мраморы совершенно белые. Могут быть использованы для архитектурно-строительных целей и скульптуры".
Уровень грунтовых вод месторождения достигает 10 метров, а ниже 10 метров находится качественный мрамор.
В 1949 году запасы месторождения были оценены в 8 850 куб. м. С 1949 года, после разведки, мраморный карьер использовал УКС Берёзовского рудника имени С.М. Кирова. Как отмечали геологи в 1960 году, предприятие добывало в год около 400 тонн известняка [2]. В 1962-1963 гг. карьер был обследован Уральским ТГУ на предмет качественного строительного камня [6].
В 1960-е годы годов карьер заметно прибавил в размерах и растянулся с севера на юг.
В 1990-е годы карьер был заброшен, он быстро обводнился и стал известным местом отдыха березовчан. В 1994 году здесь побывали геологи Мурзинской ГПП и дали заключение, что местный мрамор пригоден как облицовочный материал.
Ситуация стала меняться с 2003 года, когда карьер приняло в эксплуатацию ООО "Фианит". Постепенно была выкачана вода, поставлена охрана. Сейчас здесь кипит бурная промышленная деятельность по добыче известнякового щебня. Отдельно добывается качественный мрамор, отдельно - строительные материалы. Карьер постепенно ширится в южную сторону.
Ссылки:
1) Геннин В. И. Описание уральских и сибирских заводов. М., 1937.
2) Соболев Е. А., Тощев И. Ф. Геолого-экономический обзор западных и южных окрестностей города Свердловска на Урале. Дегтярск, 1960.
3) Грачев С.Н. Объявление // Екатеринбургская неделя. 05.03. 1880.
4) Попов Н.С. Хозяйственное описание Пермской губернии по гражданскому и естественному её состоянию в отношении к земледелию, многочисленным рудным заводам, промышленности и домоводству. Ч. 1. СПб, 1811.
5) Корепанов Н. С. Шарташ XVIII в. – традиция или новация? // Вестник музея «Невьянская икона». Вып. III. Екатеринбург, 2010. С. 262–290.
6) Самоцветы Урала: справочник-путеводитель. Екатеринбург, 2000.
7) Верхнему Дуброво 90 лет (1925-2015). Березовский, 2015.