Найти тему
Археоглосса Дзен

Сколько Сионов в церковнославянской Псалтири?

Псалмы часто упоминают Сион. Многие знают о том, что Сион - гора, но в церковнославянской версии Псалтири Сион ещё и имя человека. Кто он?

И здесь возникают проблемы. По одним версиям церковнославянского языка имя
Сион пишется через букву "иже", по другим через букву "и десятеричное". Как правильно?

Так как в Псалтири гора (точнее холм) Сион всегда обозначается при помощи буквы "
и десятеричное", то для различения с именем Сион логично было бы писать Сион через "иже". Другой вопрос, почему в разных версиях Псалтири на церковнославянском нет единообразия, но это вопрос к церковным иерархам.

Так кто же такой Сион?

В
Псалме 134 читаем:

И́же порази́ язы́ки мно́ги и изби́ цари́ кре́пки:
Сио́на, царя́ Аморре́йска,
и Ога, царя́ Васа́нска,
и вся ца́рствия Ханаа́нска,
и даде́ зе́млю их достоя́ние,
достоя́ние Изра́илю, лю́дем Свои́м.
...

Благослове́н Госпо́дь от Сио́на,
живы́й во Иерусали́ме.

Заметьте, в версии на церковнославянском гражданским шрифтом разницы в написании слов Сион мы не увидим. Однако она хорошо заметна на церковной графике.

Смотрим как решает эту накладку Синодальный перевод:

Поразил народы многие,
и истребил царей сильных:
Сигона, царя Аморрейского,
и Ога, царя Васанского,
и все царства Ханаанские;
и отдал землю их в наследие,
в наследие Израилю, народу Своему.
...

Благословен Господь от Сиона,
живущий в Иерусалиме!


Как видим, царь Сион теперь превратился в "
Сигон" и здесь уже лишних вопросов не возникает. Есть царь Сигон и гора Сион.

Приведём для сравнения перевод Российского Библейского общества:

Сразил многочисленные племена
и убил могучих царей:
Сихона, царя амореев,
Ога, царя Башанского,
и все царства Ханаана разбил.
А землю их отдал во владение,
во владение Израилю, народу Своему
....

Благословен Господь Сиона,
обитающий в Иерусалиме!"


Здесь уже появляется
Сихон через "х". Им виднее. Там работали профессионалы высокого уровня.

Для полноты картины заглянем в Псалом 134 на
древнегреческом:

ὃς ἐπάταξεν ἔθνη πολλὰ κ
αὶ ἀπέκτεινεν βασιλει̃ς κραταιούς
τὸν Σηων βασιλέα τω̃ν Αμορραίων
καὶ τὸν Ωγ βασιλέα τη̃ς Βασαν
καὶ πάσας τὰς βασιλείας Χανααν
καὶ ἔδωκεν τὴν γη̃ν αὐτω̃ν κληρονομίαν
κληρονομίαν Ισραηλ λαω̨̃ αὐτου̃

εὐλογητὸς κύριος ἐκ Σιων
ὁ κατοικω̃ν Ιερουσαλημ


Древнегреческий остаётся верен филологическому порядку.
Σηων - совсем не Σιων. Кстати, у древних холм Σιων пишется через букву "ι", что соответствует церковнославянской "и десятеричное".

Итак, у нас есть царь Сихон и
холм Сион. По поводу холма отдельный разговор. Находится он в современном Иерусалиме. Там стоял дворец царя Давида.

Сихон упоминается в Ветхом Завете дважды.

Сначала в
Числах (21 глава)

"И послал Израиль послов к Сигону, царю Аморрейскому, (с предложением мирным,) чтобы сказать: позволь мне пройти землею твоею; (мы пойдем дорогою,) не будем заходить в поля и виноградники, не будем пить воды из колодезей (твоих), а пойдем путем царским, доколе не перейдем пределов твоих. Но Сигон не позволил Израилю идти через свои пределы; и собрал Сигон весь народ свой и выступил против Израиля в пустыню, и дошел до Иаацы, и сразился с Израилем. И поразил его Израиль мечом и взял во владение землю его от Арнона до Иавока, до пределов Аммонитских, ибо крепок был предел Аммонитян; и взял Израиль все города сии, и жил Израиль во всех городах Аморрейских, в Есевоне и во всех зависящих от него; ибо Есевон был город Сигона, царя Аморрейского, и он воевал с прежним царем Моавитским и взял из руки его всю землю его до Арнона."

Затем в
Книге Иисуса Навина (Глава 12)

"Вот цари той земли, которых поразили сыны Израилевы и которых землю взяли в наследие по ту сторону Иордана к востоку солнца, от потока Арнона до горы Ермона, и всю равнину к востоку: Сигон, царь Аморрейский, живший в Есевоне, владевший от Ароера, что при береге потока Арнона, и от средины потока, половиною Галаада, до потока Иавока, предела Аммонитян, и равниною до самого моря Хиннерефского к востоку и до моря равнины, моря Соленого, к востоку по дороге к Беф-Иешимофу, а к югу местами, лежащими при подошве Фасги;"

Нельзя обойти вниманием и знаменитые
"Иудейские древности" Иосифа Флавия, где Сихон фигурирует также очень активно:

"После того как народ оплакивал смерть Аарона в продолжение тридцати дней и срок этот истек, Моисей двинулся со всем станом и прибыл к реке Арнону, которая берет начало в горах Аравии, протекает посередине пустыни и впадает в Асфальтовое море, служа границею между страною моавитян и землями аморреян. Почва в этой местности плодородна и в состоянии легко прокормить своими произведениями массу народа. Ввиду этого Моисей отправил к Сихону, царю той страны, посольство с просьбою разрешить еврейскому войску прохождение по его владениям, причем выразил готовность представить какие угодно ручательства в том, что ни страна, ни подданные Сихона не подвергнутся ни малейшему ущербу, и указал, кроме того, еще на всю выгоду такого разрешения, так как евреи намереваются закупить у него необходимые им съестные припасы и готовы платить им за воду, которою намерены пользоваться. Сихон, однако, ответил решительным отказом, вооружил войско и весьма усердно приготовился воспрепятствовать евреям перейти Арнон.

Видя такое враждебное настроение аморреянина, Моисей решил молча не сносить такого презрительного к себе отношения и, желая избавить евреев от бездеятельности и вытекающей отсюда нужды, и в силу которой они сперва бунтовались, да и теперь выражали свое неудовольствие, обратился к Господу Богу за разрешением вступить в бой. Когда же Предвечный предсказал ему победу, то Моисей сам воспылал воинственным пылом и стал побуждать своих воинов повоевать теперь вволю, потому что они имеют ныне на то разрешение Господа Бога. Последние не успели получить столь давно желаемое разрешение, как тотчас схватились за оружие и немедленно приступили к делу. Царь же аморрейский, увидев наступление евреев, совершенно растерялся, так что перестал быть похож на себя, да и войско его, незадолго перед тем казавшееся храбрым, теперь было объято паническим страхом. Поэтому аморреяне даже не решились дождаться открытого боя и нападения со стороны евреев, но обратились тотчас же в бегство, видя в последнем более надежное средство спасения, чем в рукопашной битве. Они рассчитывали на прочные укрепления своих городов, которые, однако, не принесли им ни малейшей пользы, когда они пытались скрыться за ними; видя их отступление, евреи тотчас пустились за ними в погоню, вмиг расстроили их боевой порядок и нагнали на них панику. И в то время, как аморреяне в ужасе бежали в города, не прекращали преследования их и охотно подвергались теперь трудностям, которые раньше подорвали бы их силы; а так как они отлично владели пращами и вообще ловко обращались со всякого рода метательным оружием, да и, кроме того, легкость вооружения облегчала им преследование, то они либо настигали врагов, либо поражали из пращей и метательными копьями тех из неприятелей, которые были слишком далеко, чтобы можно было захватить их в плен. Таким образом произошло массовое избиение врагов; бегущие вдобавок очень страдали от полученных ран; кроме того, их мучила ужасная жажда, гораздо более сильная, чем у евреев (дело происходило в летнее время); и вот, когда большую массу бежавших аморреян пригнало к реке желание напиться, евреи окружили их со всех сторон и перебили их дротиками или стрелами из луков. Тут же пал и царь аморрейский Сихон. Евреи же стали снимать с убитых оружие, овладели богатою добычею и захватили огромное количество съестных припасов, так как все поля еще были полны хлеба. Еврейское войско беспрепятственно проходило по всей стране, забирая припасы и овладевая неприятельскими городами, чему ничто не мешало, так как все вооруженные силы врагов были перебиты.

Аморреян постигло такое несчастие, потому что они не сумели выказать ни ума в своих решениях, ни храбрости на деле; евреи поэтому и заняли их страну. Находясь между трех рек, последняя напоминает остров, ограничивающийся с юга Арноном, с северной стороны Иавакхом, который, впадая в Иордан, сливается с ним в одну реку, а с западной стороны эту местность охватывает Иордан".

Таким образом, Сихон - царь, который жил во времена
Моисея и управлял страной со столицей Есево́н. Осталось выяснить, где сегодня находится данный город. Нигде, так как от него остались одни развалины. Тем не менее, мы знаем месторасположение славного в древности города Есевона. Сегодня это территория Иордании и место то называют Хесбан.

"Руины древнего города — библейского
Хешбона (греч. Hesbus — Эсбус, или Эсбунта, Essebon, Хесебон) — в 22 км от Аммана находится город Хесбан. В римскую эпоху ключевой город на Новой Траяновой дороге, связанный с Ливиадой, Иерихоном и Иерусалимом.

Есевон, или Хешбон упоминается в Ветхом Завете как столица аморейского царя Сигона, когда они, предводительствуемые Моисеем, шли в Землю обетованную. Захваченный ими, город был отдан колену Рувимову, а от Есевона начинались уже владения колена Гадова (по мнению некоторых ученых, однако, библейский Есевон находился на соседнем холме Телль Джалуль)."

А, если вспомнить, что Моисея современные евреи величают
Моше́, то оказывается, что во времена Моше могучий царь Сихон правил страной (обратите внимание, название страны не упоминается) со столицей Хешбо́н.

Конечно, в христианскую эпоху все эти исторические имена приобрели аллегорическое значение, но знать их изначальный смысл не мешало бы.

Друзья, работаю для вас. Бог да поможет нам всем!

Школа Православного Богословия объявляет набор в новую группу. В программе обучения упор сделан на углублённое изучение церковнославянского языка. Цель школы - осознанное участие в Православном Богослужении. Уроки построены на работе с текстами Псалмов на церковнославянском и древнегреческом языках. Занятия проводятся один раз в неделю по Скайпу. Пишите администратору в группу ВК https://vk.com/arheoglossa Спасибо тем, кто с нами!

Хесбан, он же Хешбон, он же Есевон - столица древнего государства Сихона (Сигона)
Хесбан, он же Хешбон, он же Есевон - столица древнего государства Сихона (Сигона)