Период между «Летом любви» и Вудстоком был временем невероятно быстрых перемен в рок-культуре. В том числе и для Карлоса Сантаны. После двух лет постоянных перемен состава и поисков себя коллектив Santana Blues Band стал одной из самых захватывающих новых групп на рок-сцене Сан-Франциско. В те безмятежные дни хиппи все взоры были прикованы к Сан-Франциско.
Представленная сегодня в нашей рубрике "Живой звук" запись была собрана из записей четырёх концертов (19, 20, 21 и 22 декабря 1968 года) состоявшихся в Fillmore West — эпицентре хиппи-сцены Сан-Франциско и всего психоделического. Эти треки дают представление о группе, находящейся в шаге от мировой славы. Они содержат прототипы таких классических композиций Сантаны как Soul Sacrifice и Jingo, а также ранний образец безошибочно узнаваемого страстного гитарного стиля Карлоса Сантаны, а клавишник Грегг Роли уже расцвел в почти мистическом симбиозе с гитарой Сантаны.
Мелодическая сеть, сотканная Карлосом и Греггом, была туго натянута на первоклассную ритм-секцию Дэвида Брауна и Боба Ливингстона, усиленную конгами Маркуса Малоуна, черпающую свою жизненную силу с юга Америка, через Карибский бассейн и, в конечном счете, из самого ритмического первоисточника - Африки.
Дань блюзу группа воздаёт в вариации на композицию As the Years Go Passing By, исполненную Альбертом Кингом.
Хотя Карлос говорил, что к тому времени ему уже было не очень интересно исполнять музыку основанную на блюзовых вариациях:
Я уже открыл для себя Джанго Рейнхардта, Чарли Кристиана и Кенни Баррелла и отвыкал от Би Би, Альберта и Фредди Кинга, потому что хотел найти свой собственный голос. В то время такие люди, как Питер Грин и Эрик Клэптон, уже так хорошо исполняли этот чистый блюз, что нужно было пробовать что-нибудь другое.
Грегг Роли стал главным вокалистом Сантаны и признанным солистом-инструменталистом. Хотя он и Карлос происходили из самых разных слоев общества, каким-то образом они оба были настроены на одну и ту же музыкальную волну.
Грег:
Музыка, которую мы делали, была более изощренной, чем у некоторых других групп из Сан-Франциско. Некоторые из партий, которые мы сочиняли, должны были быть исполнены на волторне. Но у нас были только орган и гитара. Так что мы должны были имитировать их в наших головах.
До 1968 года конги, колокольчики и цимбалы редко использовались в рок-музыке. В те дни жанр становился все более инструментальным, чему способствовали Cream, Hendrix, The Nice и другие солисты-виртуозы. Но именно Сантана расширил ритмический словарь музыки, предоставив шаблон для того, что спустя 20 лет назовут World Beat. По словам Карлоса, непосредственное вдохновение для добавления конги в группу пришло из Акватик-парка в Сан-Франциско.
Сантана:
Мы ходили туда — на холм хиппи — и там всегда было 15-20 человек, играющих на конгах и может быть один флейтист. Они пили вино, возможно, курили травку. И я сказал: Чувак, было бы здорово совместить это с роком.
Одной из мелодий, которую Сантана одолжил у хиппующих музыкантов из Аквапарка стала Jingo африканского патриарха перкусси Бабатунде Олатунджи. Она стал центром их концертного выступления и дебютного альбома. Как и Soul Sacrifice, хотя соло Карлоса в этой концертной версии имеет джазовый оттенок Уэса Монтгомери, который сильно отличается от известной альбомной версии. Эта запись также включает в себя Fried Neckbones, которая так и не попала на дебютный альбом Сантаны, но в 1998 году была добавлена в виде бонус-трека на переиздание.
Ещё одним треком, позже вышедшем на студийном дебюте стала Treat.
Грег:
В музыкальном плане Treat была вдохновлена песней Listen Here Эдди Харриса, который играл на электрическом саксофоне. У него был такой же ритм, но он был исполнен в мажорной тональности, и это было очень джазово. В то время как наш был в минорной тональности и был ближе к стилю латино.
Поклонники первого альбома Сантаны также узнают Persuasion, хотя драйвовое вступление этой версии заметно отличается от студийной записи. Это живое выступление с его мощной басовой партией показывает связь Сантаны с психоделическими гитарными группами Сан-Франциско, такими как Quicksilver Messenger Service и Big Brother and the Holding Company.
В сет-листе также присутствуют два эксклюзивных трека: Chunk A Funk — это 12-тактный джем в свободном ритме, который был чрезвычайно популярен в конце 60-х и Conquistador Rides Again — интерпретация мелодии Чико Гамильтона, частично вдохновлена Габором Сабо, чья Gypsy Queen впоследствии стала фирменной мелодией Сантаны.
А теперь давайте послушаем концерт!
Предыдущие выпуски рубрики "Живой звук":