Автор: Арина Ткачук
Сегодня американский журнал The Wall Street Journal (WSJ) сообщил, что официальные лица США оказывают давление на Турцию, чтобы власти запретили российским авиакомпаниям летать самолётами американского производства в страну. «Абзац» разбирался, какие у России есть альтернативы американским «Боингам» и ждут ли турецкий туризм проблемы.
Чиновники из администрации президента Соединённых Штатов Джо Байдена оказывают давление на турецкое правительство, чтобы запретить российским авиакомпаниям летать самолётами американского производства в страну и из страны.
Такую информацию сегодня обнародовал американский журнал The Wall Street Journal. По его информации, Штаты якобы стремятся обеспечить соблюдение антироссийских санкций, введённых в прошлом году.
Сотрясание воздуха
В декабре 2022 года помощник министра торговли США Теа Розман Кендлер во время визита в Турцию предупредила, что лица, поставляющие топливо и запасные части для американских самолётов в Россию, могут быть приговорены к тюремному заключению, оштрафованы или лишены экспортных привилегий.
Как пишут в WSJ, предупреждение для Турции является «ключевой проверкой» тому, смогут ли США и их союзники добиться долгосрочной изоляции России и сможет ли Москва найти способ продолжить экономическую деятельность посредством третьих стран.
«Пока что российские авиакомпании продолжают летать на самолётах Boeing вопреки западным санкциям. По данным аналитической компании Cirium, с 1 октября российские и белорусские авиакомпании совершили более 2100 рейсов в Турцию на самолётах американского производства», – говорится в статье WSJ.
Генеральный директор Ассоциации гражданской авиации «Аэропорт», член Общественного совета при Ространснадзоре Виктор Горбачёв заверил, что туризм в Турцию не прекратится.
«В конце концов, россияне могут летать в Турцию на отечественных самолётах, есть же Sukhoi Superjet. Правда, он не во всех компаниях есть, в основном все самолеты – у «Аэрофлота», – пояснил он в беседе с «Абзацем».
Горбачёв считает, что турки вряд ли пойдут на полный запрет полётов американских «Боингов» из России. Сейчас в Турцию идёт такой огромный поток туристов, что это будет просто невыгодно экономически. Люди прилетают не только в саму Турцию, но и используют турецкие аэропорты в качестве перевалочных пунктов, что тоже приносит деньги в экономику.
«Даже если запретят летать на Boeing, будем на Airbus летать. Пока что с этой компанией у нас всё спокойно», – заключил он.
Это не про изоляцию
Политолог Каринэ Геворгян считает, что Турцию вряд ли кто-то будет наказывать. Возможно, пожурят и на этом успокоятся. По её мнению, США сейчас добиваются не полной изоляции России, а того, чтобы Турция перестала быть клиентом Лондона:
«Эрдоган и турецкое руководство больше ориентируются на мнение британской элиты, которая делает ставку на Турцию. Эта история давно двусторонняя. С одной стороны, в Европе клеймят Эрдогана и пророчат скорую смену власти, а с другой – презентуют его как главу всего мусульманского мира. Особенно после последней истории с сжиганием Корана в Швеции он фактически стал защитником ислама».
Геворгян сказала «Абзацу», что Великобритания таким образом повышала роль турецкого лидера. Потому что, по её планам, именно Турция должна стать оператором в отношениях на Ближнем и Среднем Востоке.
«Именно Турции позволено сохранить отношения с Россией, и это не только потому, что Эрдоган весь такой самостоятельный, но и потому, что Великобритания хочет увеличить влияние Анкары в регионе», – заявила политолог.
Демократам такая постановка вопроса, конечно же, не нравится, однако республиканцы происходящее очень даже приветствуют. Геворгян отметила, что есть такой американский политик – Джордж Фридман. Он прямо писал о том, что Турция должна стать ведущей державой в Азии и «вытеснить» Россию.
Напомним, что ещё в феврале 2022 года администрация Байдена ввела экспортный контроль, запрещающий России использовать самолёты американского производства без лицензии. Также под запрет попала авиатехника, содержащая более 25% деталей американского производства.