Найти тему

Основные виды дистанций в ориентировании

Заданное направление.

Этот вид дистанций наиболее частый, что на тренировках, что на соревнованиях. Суть заключается в преодолении участником строго определённого маршрута. На карте указаны контрольные пункты и порядок их прохождения, задача участника выбирать оптимально короткий, быстрый и удобный путь от пункта к пункту и дойти до финиша. На каждом пункте участник видит красно-белую призму, номер кп (контрольного пункта) и станцию для электронной отметки (небольшое устройство на которое реагирует чип, при соприкосновении или нажатии). На финише участник считывает информацию с электронного чипа (устройство, которое участник надевает на палец перед дистанцией и сохраняет на него информацию о контрольных пунктах, напишу о нём подробную статью) и получает небольшой листок с заметками о дистанции (средняя скорость и время прохождения, скорость и время, потраченные на каждый пункт, справку об отметке, то есть, все ли кп взяты) - этот листочек называют сплитом. Такие дистанции проводятся и в лесу, и в парках, и в городских кварталах; считаются самыми лёгкими. Зимой этот вид дистанции не особо отличается от летнего варианта, разве что участники передвигаются исключительно по лыжням, а соответственно и пункты стоят только на лыжнях.

Дистанции заданного направления делятся по километражу:

· Спринт (для мж12: 0,7-1,5км; для мж14: 1,5 км-3км; мж16: 2км-3,5 км; мж18: 3-4 км)

· Классика (на 1-2,5 км больше спринта)

· Лонг (для мж12: 3-4км; для мж14: 4-6км; для мж16: 5-7км; для мж18: 6-9км)

Для лыжного ориентирования все дистанции длиннее на 1-1,5км

Заданное направление в лесу.
Заданное направление в лесу.

Вот так выглядит карта городского (паркового) спринта
Вот так выглядит карта городского (паркового) спринта

Выбор

Эта дистанция, по сути, ничем не отличается от заданного направления, кроме одной существенной черты. Тут участнику сообщается количество контрольных пунктов и иногда первый, обязательный кп (контрольный пункт), но порядок прохождения участник выбирает сам. На старте даётся карта со всеми кп (например, всего 23 кп), а спортсмену группы м14 надо «взять» 12 кп (последний кп уже установлен, т.о., участник выбирает на карте 11 кп, самых выгодных по его мнению). Затем участник рисует маршрут или бежит сразу на дистанцию и проходит маршрут, как заданное направление. Параметры дистанции (километраж и количество кп) примерно те же, что и в заданном направлении. Эта дистанция вначале моего «пути» казалась мне лёгкой, ведь взять надо было около 5 кп из 20-25, но когда начались более серьёзные дистанции (10-15кп), стало сложно составлять маршрут, чтобы он были максимально коротким, без резких углов, сложных для бега мест.

Такая призма ждёт вас на каждом кп (контрольном пункте)
Такая призма ждёт вас на каждом кп (контрольном пункте)

Маркированная трасса (маркир )

Эта дистанция по праву считается самой сложной. Есть как минимум 5 вариантов Маркира. Для начала разберём основу. Участнику выдаётся карта, на которой нет никакой дистанции кроме пункта начала ориентирования и финиша, либо карта, на которой изображены пункты вразброс. За тем участник бежит по разметке и выполняет на пунктах задания, которые зависят от типа маркированной трассы. Но по порядку.

Маркир вида «А»

Со старта спортсмен начинает движение по цветной разметке. Карта у участника пустая, на ней изображены лишь старт и финиш (ну, и конечно, сама местность). Отслеживать своё местоположение нужно постоянно. Вскоре разметка приводит вас к кп, на котором нужно отметиться чипом, а также булавкой на карте проколоть максимально точное местонахождение пункта (обычно это камни, ямки, отдельно стоящие деревья и другие точные ориентиры). Если пункт проколот не в том месте, то судьи присуждают штрафное время или круги. За каждый неверно отмеченный кп участник получает штраф 1 минуту или 1 штрафной круг, штраф добавляют к общему времени, поэтому в маркире так важно точное ориентирование.

Маркир варианта «Б»

Осуществляется так же, как и вариант «А», разница лишь в присуждении штрафа. В этом варианте нет штрафных кругов. Судьи устанавливают минимальный и максимальный штрафы. Например, минимальный штраф 2 минуты, а максимальный 3, при этом погрешность до 1мм не штрафуется вообще, следующие 2мм – 2 минуты штрафа, больше 3мм – 3 минуты. Таким образом, даже сделав прокол в 5см от фактического местонахождения кп на карте, вы не получите штраф больше 2 минут. Оптимально возможный штраф 2-5 минут.

Маркир варианта «В»

Ничем не отличается от предыдущего варианта , но только не штрафуется погрешность до 2мм.

Маркир варианта «Г» (грозди)

Вот тут уже интересно. Двигаясь по разметке, участник прибегает на кп, на нём есть три станции для отметки (1,2,3 или A,B,C). На карте в области кп нанесено три обозначения-кружочка, их номера соответствуют номерам станций для чипа, но лишь одно изображение соответствует расположению пункта на местности. Участник с помощью чипа должен отметить лишь станцию с тем номером, который присвоен правильному варианту кп на карте. Своеобразный тест получается.

Маркир варианта «Д» (да/нет)

Карта с маркированной трассы в Нижегородской области. Вариант  "д"
Карта с маркированной трассы в Нижегородской области. Вариант "д"

От старта спортсмен бежит по разметке, на карте видны хаотично разбросанные контрольные пункты. Прибегая на кп, участник видит две станции «да» и «нет». Если на карте и на местности совпадают пункты (то есть пункт есть на камне в карте, и на этом же камне на местности), то следует отмечать станцию «да». Если пункта нет на карте, то нужно отметить чипом «нет».

Дорогие читатели, эту статью было писать особенно сложно. Объяснять то, что мне как дважды два, оказалось трудно, не судите строго и пишите вопросы.