Мы не раз писали о модернизации Байкало-Амурской магистрали. Недавно речь зашла о строительстве второй линии на участке Тында-Ванино — и один наш читатель завёлся на ровном месте: «Что вы пишете?! Новый Кузнецовский построили лет 10 назад». Так и есть, построили. А «второй новый» ещё только предстоит построить. Откуда же взялись три Кузнецовских тоннеля и почему «знатоки» в них путаются?
Материал создан при поддержке 76m2
В интернете кто-то не прав
Вы наверняка знаете, что с 2013 года реализуется проект «Восточный полигон». Пропускную способность БАМа и Транссиба необходимо увеличить. С этой целью ж/д магистрали расширяют, а также проводят реконструкцию сопутствующих транспортных объектов.
В рамках этой масштабной задачи правительство в 2021 году подняло вопрос о строительстве второй линии БАМа на участке Тында–Ванино. При этом протяжённость всего участка составляет 2170 км, но проложить требуется около 1000 км. Также необходимо сделать электрификацию более чем 1500 км. И несмотря на то что во всех трёх случаях речь идёт об участке Тында–Ванино, цифры разнятся. Наверное, именное поэтому наш читатель решил, что в тексте ошибка, и посоветовал автору посмотреть на карту. Карту, кстати, прикрепляем:
Кроме того, задача по строительству второй ветки Тында-Ванино включает в себя строительство моста через Амур (в районе Комсомольска-на-Амуре) и нового Кузнецовского тоннеля. Об этом мы написали в одной из прошлых публикаций, на что получили возражение. Новый Кузнецовский тоннель, мол, построили лет 10 назад, мост через Амур тоже стоит.
Кузнецовский тоннель. Два новых и один старый
Действительно, новый Кузнецовский тоннель начали прокладывать в 2008 году и закончили в 2012-м. Его протяжённость составляет 3890 м. А старый Кузнецовский тоннель построили менее чем за два года и открыли в 1945. Протяжённость — 413 м. Оба объекта есть на карте:
Тоннели однопутные, носят общее название (А. П. Кузнецов был инженером и участвовал в подготовке к строительству первого тоннеля: был начальником изыскательской партии). К 2009 году состояние старого тоннеля оценивалось как предаварийное.
Поняли теперь, почему Кузнецовских тоннелей уже два — старый и новый?
Тогда перейдём ко второму новому Кузнецовскому тоннелю. Строительство этого объекта и входит в задачу по созданию вторых путей протяжённостью около 1000 км на участке Тында–Ванино. Все работы, с учётом электрификации более 1500 км, оцениваются в 700 млрд рублей. Как заявляли в РЖД, проект нужен, чтобы усилить транспортные мощности для вывоза угля. И в марте 2021 года идея получила одобрение Путина.
Известно, что рассматривалось несколько вариантов расширения участка Тында–Ванино. А в апреле 2021 года железнодорожные войска приступили к строительству вторых путей протяжённостью 340 км (от станции Улак до станции Февральск).
Так что с участком Тында–Ванино не так всё просто, как кажется на первый взгляд. Тем более когда речь заходит о Кузнецовских тоннелях. Пишите, что нового узнали из нашей публикации. Также комментируйте, если есть что возразить или добавить.