С целью достижения энергонезависимости от российского газа в Европе планируют построить новый подводный трубопровод, который соединит Барселону с Марселем и позволит транспортировать «зеленый» водород с Пиренейского полуострова в восточном направлении.
Предварительных договоренностей Франция, Португалия и Испания достигли в декабре 2022-го на саммите ЕС в Аликанте. Реализация проекта, к которому должна присоединиться и Германия, потребует около €2 млрд. Часть затрат инициаторы кампании намерены покрыть за счет средств Евросоюза.
Текущей проблемы он не решит
Первоначально по магистрали предполагалось перекачивать природный газ (СПГ доставленный на континент на танкерах и преобразованный обратно в газообразное состояние) и лишь позднее перейти на другой вид топлива. Но от такого варианта решили отказаться, так как Испания и Португалия, как заявляется, уже через семь лет будут готовы к экспорту «зеленого» водорода, а раньше 2030-го, согласно предварительным расчетам, проложить трубу по дну Балеарского моря вряд ли удастся. Хотя еще осенью прошлого года подчеркивалось, что объект будет введен в эксплуатацию уже в 2026-м.
Многие эксперты скептически относятся к заявлениям европейских стран о важности данного проекта для достижения энергонезависимости от России к 2027 году. По их мнению, это не больше, чем политические заявления, в том числе для поддержки (включая финансовую) инициативы со стороны ЕС. Учитывая, что трубопровод получится запустить лишь к концу десятилетия, он никак не решит проблему в краткосрочный период и не поможет выйти из нынешнего кризиса.
Проект, безусловно, важен для достижения поставленных задач
В то же время проект, безусловно, важен в свете стремления Европы полностью перейти к возобновляемой водородной энергетике. И эти планы были озвучены еще несколько лет назад. К примеру, в 2020-м заявлялось, что к середине столетия в странах Евросоюза должна быть создана самодостаточная водородная индустрия, что позволит заменить ископаемые виды топлива во всех секторах, где этого не могут сделать ветряные или солнечные электростанции.
Поэтому сам по себе анонсированный проект, известный как H2Med (или BarMar), вполне логичен и необходим для достижения энергетической безопасности в Европе, однако его важность для решения текущих проблем сильно преувеличена и рассматривать его все-таки нужно в отрыве от нынешнего кризиса.
С другой стороны, высказываются некоторые беспокойства о ресурсной базе на Пиренейском полуострове к 2030 году для производства зеленого водорода. Отдельные наблюдатели отмечают, что Испании сначала нужно удовлетворить собственные нужды, прежде чем приступать к экспортным поставкам — от страны ожидается транспортировка 2 млн тонн водорода. Получится ли выйти в ближайшие семь-восемь лет на необходимые показатели — остается вопросом.
Слишком большие затраты: в планы Евросоюза верят не все
В целом, далеко не все верят, что страны ЕС смогут в полной мере к 2050 году стать углеродно-нейтральными, используя лишь водород и возобновляемые источники — СЭС, ВЭС и малые ГЭС. Как рассказал нашему каналу Илья Каленков, генеральный директор ПАО «Европейская Электротехника», проекты ВИЭ являются капиталоемкими, что поднимает вопрос их экономической эффективности. К тому же, как отметил спикер, производство оборудования для солнечных и ветряных электростанций достаточно сложное и связано с выбросом в атмосферу большого количества CO2, поэтому ВЭС и СЭС лишь на первый взгляд можно отнести к «зеленым» источникам.
Что касается водорода, то переход на данный вид топлива требует создания обширной газотранспортной системы, и упомянутый выше H2Med станет лишь его малой частью. В общей сложности строительство ГТС (полимерных, в идеале бесшовных, труб), по разным оценкам, обойдется ЕС в €100-200 млрд.
Использовать действующие трубопроводы, даже с учетом их частой модернизации — не лучший вариант, так как водород обладает крайне агрессивными свойствами при взаимодействии с металлами. Учитывая колоссальные затраты, которые потребуются для реализации этих масштабных планов, их достижение в указанные сроки вызывает у наблюдателей большие вопросы.