Найти тему
Балканист

«Новые русские» и их бизнес в Сербии: как эмигранты из России начали жизнь в новой стране

«Балканист» в Telegram!

В этом году в Сербию прибыло свыше 140 тысяч россиян, что примерно равно населению целого Крагуевца. В среднем это семейная и предприимчивая молодёжь, которая на новом месте не собирается сидеть сложа руки. О том, чем приехавшие занимаются в Сербии, читайте в статье «Балканиста».

Валерий, пермяк из Санкт-Петербурга, а с недавних пор житель Нови-Сада, — историк по образованию, джазовый музыкант с редким вокалом по призванию и парикмахер с 14-летним опытом и целым списком побед на профессиональных конкурсах и чемпионатах. Из России планировал уехать давно, но события этого года заставили действовать быстрее. Он рассказывает, что в период пандемии в России парикмахерское ремесло помогло ему выжить, а в Сербии стало главным источником дохода. По приезде сюда Валерий открыл в Нови-Саде парикмахерский салон, зарегистрировав ИП. История оказалась непростой.

-2

— Все сферы, связанные с бизнесом, к которым мы привыкли в России, здесь очень медленные. Открыть ИП — история на три месяца, много мелких проблем. Скажем, мне в салон надо было установить кассовый аппарат с платежами по карте, спросил в банке, какой брать, мне сказали «берите любой». Я зашёл в первый офис МТС, оформил договор на обслуживание кассы, прихожу назад в Райффайзен банк, а мне говорят: ой, а мы с МТС не сотрудничаем, с таким типом аппарата у нас ничего работать не будет. Подобных мелочей, несостыковок много. Вместо того, чтобы заниматься делом, приходится много заниматься тем, что нужно для дела, — говорит Валерий.

Нерасторопность местной госсистемы можно объяснить тем, что Сербии пришлось на ходу подстраиваться под наплыв россиян и экономические обстоятельства, в то время как желание бывших соотечественников «помочь» новеньким зачастую оказывалось на деле просто желанием «срубить бабла».

— Они, не имея никакой квалификации и знаний, «помогают» так, что потом приходится все переделывать. При этом меня заверяли: мы уже стольким все открыли, но в итоге получилось так, что я им заплатил, чтобы у меня не было проблем, а на деле я получил только головную боль. Они открыли мне ИП и сразу подали документы в налоговую, хотя существует опция не делать этого до начала коммерческой деятельности. То есть, пока я ещё не открыл счёт, не купил кассовый аппарат, не получил ВНЖ и разрешение на работу, я мог не платить налоги. В итоге я за три месяца вынужден был заплатить около тысячи евро налогов по упрощённой системе. Человек с меня взял 300 евро за открытие фирмы и оформление документов, но сделал все настолько криво, что мне пришлось платить сверху тысячу евро. Мне, слава Богу, своих денег хватило это погасить, — вспоминает Валерий.

-3

А вот о сербах у него сложились совершенно иные впечатление.

— Когда я сюда приехал, поразился тому, насколько тут люди вежливые и добрые. Разговаривают с тобой радушно, тепло, открыто, а я от этого отвык — у нас в России такое встречал давно в башкирской деревне, куда ещё школьником ездил собирать мед. Здесь очень много тех, кто просто подходит на улице, видя, что ты замешкался или испытываешь какие-то трудности, расспросят, что ищешь, помогут найти, покажут дорогу, поинтересуются, как дела. Такого внимания на улице к человеческим проблемам я в России не видел больше двадцати лет. В России момент обесчеловечивания наступил уже давно, и оно со временем только усугубляется. Всем некогда, все спешат, а тут обратная ситуация. Снобизма у местных людей совершенно никакого нет. Я арендную рабочее место, и хозяйка салона может спокойно сама моему коллеге Бояну сварить кофе, подмести волосы с пола, пока он работает, и у неё нет никакого дистанцирования по отношению к подчинённому, нет этой позиции «хозяина жизни», что для меня стало культурным и очень приятным шоком. Вспоминаю, как только приехал в Сербию и пошёл в пекарню. На тот момент я не ел и не спал несколько дней. Душевное состояние было, как в клинической депрессии. Радушная бабуля говорит «изволите», а я не знаю, что ответить, она поняла — «Рус!», завернула несколько булочек и денег не взяла. У меня просто пропал дар речи. Вот тогда я только выдохнул. Такого гостеприимства я себе не мог представить. Низкий поклон местным людям. Люди с улыбкой на лице, которые по-человечески к тебе относятся, — это то, ради чего стоит остаться, это то, чего мне долго не хватало в России, — говорит Валерий.

-4

Он рассказывает о том, как отличаются российский и сербский подходы в бьюти-сфере.

— Запись у меня сейчас на две недели вперёд, я стригу в основном наших мигрантов, потому что тут им не хватает того уровня сервиса и мастерства, к которому они привыкли в России. К сожалению, в Сербии они не смогли получить то, к чему привыкли. Во-первых, им важно быстро объяснить мастеру, чего они хотят, без знания языка у многих все еще есть проблемы с коммуникацией. Во-вторых, тут иная традиция стрижки, то есть сербам, в отличие от нас, нужно совершенно другое. Это спортивные люди, которые предпочитают супер-короткие стрижки с простой формой, это их стиль, а нашим надо классику в стиле Алена Делона из старых фильмов. То есть это другая техника стрижки, и тем, кто привык стричь машинками с насадками, сложно работать с удлиненными волосами. Среди моих клиентов — айтишники, представители бизнеса, преподаватели языков, школьных предметов, финансисты, и форма их причёсок отличается от той, к какой привыкли сербы. Конкуренции у меня здесь нет, потому что русских приехало много и им нужны, скажем так, «знакомые руки». Я вижу, как тяжело этим людям, ко мне здесь очень часто обращаются с просьбами кардинально изменить причёску, например, девушки просят состричь всю длину. В России о таком просили только постоянные клиентки, а тут хотят даже незнакомые. Я понимаю, что людям надо таким способом выйти из стресса. Парикмахерское дело меня очень выручает и даже уже даёт возможность помогать другим. Скажем, я делюсь клиентами с коллегой, которая тоже недавно приехала сюда. Мы помогаем друг другу, но не так, как те русские, которые пытаются на нас нажиться, — говорит Валерий.

Космически интересная история переезда в Сербию случилась у астролога, хироманта и владельца кофейного бизнеса в Санкт-Петербурге Анатолия. Он намерен не только обеспечить переехавших в Белград россиян вкусным и привычным кофе, но и изменить отношение к кофе у сербов.

-5

— Сюда я приехал 6 ноября этого года, никогда ранее в Сербии не был. Страну выбирал по своей натальной карте и астрокартографии, и по тем параметрам Сербия для меня была благоприятной страной. В моей жизни ожидались большие перемены либо в этом году, либо следующей весной, и с учётом политической обстановки я принял решение изменить жизнь сейчас.

С точки зрения культуры, качества и сервиса кофейной индустрии Белград находится на уровне Санкт-Петербурга 2015 года. Кофейни со специальными предложениями тут можно пересчитать по пальцам, поэтому я открываю кофейню-сырничную на Дорчоле, где живёт много русских.

В Сербии многие из них сталкиваются с отсутствием привычного творога (сербы едят зерненый сыр), но мы нашли поставщиков и будем делать сырники для тех, кто по ним соскучился. У нас будет несколько авторских напитков. Если привычные нам рафы уже как-то в Сербии освоили, то «бамбл-кофе» и «эспресс-тоник» ещё нет. Когда я своим знакомым сербам рассказал, что в эспрессо можно добавить апельсиновый сок, у них глаза на лоб полезли. А если ещё добавить лёд, то получится освежающий летний напиток. Рецепты у нас простые — привычные для русских и новые для сербов. Помимо традиционных рафов, предложим несколько авторских с секретным ингредиентами на основе капуччино, несколько видов сырников с разными топпингами, banana-walnut bread, пирожное «Картошка», домашнюю шарлотку, домашний брауни.

-6

Название нашей кофейни «Кофилин» расшифровывается как «кофейный филин» или игрой слов по-английски to feel coffe, а наш слоган — I’m feeling coffee, I’m feeling love. Мы создаем атмосферу тепла и уюта для наших гостей. В Питере можно было конкурировать только хорошим сервисом, нужно было притягивать гостей чем-то неуловимым — разговорами с баристой, настольными играми, вечеринками и прочим, возможно тут тоже будем что-то подобное делать. Сербам, конечно, предложим «домаћу кафу» в турке, но курить у меня в кофейне будет нельзя, потому что кофе — тонкая субстанция и впитывает запахи, а дым сигарет меняет его вкус. Думаю, что многие этому обрадуются. Адрес нашей кофейни Белград, Цара Душана, 29. Кстати, там рядом работает сербская и очень успешная кофейня, и ее хозяин Новак, когда я ему рассказал, что хочу открыть заведение с ним по соседству, много мне подсказал полезного. Никакой агрессии, озлобленности на то, что рядом открывается конкурент, не было. Это меня удивило и приятно обрадовало! — говорит Анатолий.

-7

К слову, для «Балканиста» он раскрыл астрологический секрет. Звёздные карты свидетельствуют о том, что у России в следующем году будет два переломных момента: в конце февраля и начале мая, так что скорого возвращения на Родину в следующем году «новым русским», видимо, ждать не стоит.

— А от Сербии впечатления у меня прекрасные, с первого дня мне здесь хорошо. Я быстро нашёл квартиру и помещение под кофейню, друзей, приятеля серба, который помогает мне открыться, даже рабочих, которые были готовы трудиться без выходных, хотя все уверяли, что это не получится, потому что в Сербии всё «полако». Мы даже с юристом поспорили, успею я открыться до Нового года или нет, мне осталось доделать ремонт и завести счёт в банке, держу пальцы, что успею. Мне здесь очень нравится, а после праздников ко мне сюда переедет жена, и я думаю, что мы здесь проживём достаточно долго, — говорит Анатолий.

Следующий наш герой Павел намерен стать банным королём Сербии. Он открывает в Белграде умную баню — Smart Wellness Banya.

-8

— Сам люблю это дело и решил наконец совместить приятное с полезным. Я получил специальное профильное образование ещё в России, в Школе банных и спа технологий Дмитрия Добровольского. Конечно, с открытием комплекса была масса сложностей, потому что у сербов нет традиции ходить в баню. Трудно было найти столяра и негде взять веники. Мне пришлось учить этому делу своих друзей-сербов в Гуче, чтобы успеть заготовить их на зиму. Но я оптимист и рассчитываю, что банный бизнес в Сербии пойдёт, ведь сюда приехало много русских. У меня к тому же есть клиенты из Германии, из региона, так что буду стремиться к тому, чтобы работать каждый день и в три смены.

-9

Я всем заправляю один, сам же и парю клиентов, комплекс эргономический, построен так, что другого персонала не нужно (кроме уборщиков). Там будет русская и финская парная (с паром и без), предложу три индивидуальные программы отдыха: короткую утреннюю, бодрящую (антипохмельную); «Красота и здоровье» — это самая долгая, и Relax&reboot», то есть отдых и перезагрузка. Она же самая сложная по исполнению. У нас буквально сейчас уже устанавливается уличная ванна, где будет проводиться ароматическая процедура в тёплой воде, а также уличные качели размером два метра на метр, где зимой можно будет отдыхать на подушке из хвои и шкур, а летом на сене, глядя в небо после точечного тибетского массажа с солью и медом и нанесенного пихтового масла.

-10

Сербы пока что проявляют осторожный интерес, но, кстати, те, кто работал в России, хорошо знают, что такое «баня». Именно они, а также русские, которые приехали в этом году, и те, кто здесь живёт давно, и будут моими клиентами. С рекламой, конечно, есть проблемы, «старые русские», которые тут в своем мирке живут, особо не горят желанием продвигать проект даже за деньги и относятся ревностно. Винят нас в том, что мы цены тут взвинтили на все, но ведь эти цены подняли сами же бывшие соотечественники, они же нам предложили эти квартиры по новым ценам. Мы, кстати, тут сильно сербской экономике помогли в этом году. Со стороны коренных сербов, кстати, отношение другое. Они искренне помогают нам. И не только всегда за деньги, мои соседи прекрасные люди, мои строители — все понимающие оказались, — отмечает Павел.

К слову, в Сербию в этом году приехали не только россияне, но и вернулись сербы, долгие годы жившие в России. Стефан, серб по папе, русский по маме, работал в Екатеринбурге поваром и диджеем, а сейчас открыл ночной клуб «Байкал» на сплаве в Белграде (в сербской столице популярны заведения на пришвартованных у набережных плотах — прим. ред.).

-11

— Когда в Сербию поехали россияне, мы с другом решили устраивать тут русские вечеринки. Для клуба выбрали название «Байкал», наши поклонники сами за него проголосовали. У нас уже есть постоянные гости, мы со многими дружим. Возраст наших гостей разный — от 25 до 50 лет, приходят и новые, и те, кто тут живет долго, те, кто скучает по русской тусовке, а также сербы, которые жили в России и полюбили её, как я. Мы стараемся своими вечеринками поднять всем настроение, в новых обстоятельствах дать людям возможность отвлечься, отдохнуть, включаем музыку, которую они любят, «Руки вверх», например, Юрия Шатунова, «Звери», «Ленинград», молодёжи нравится более современная музыка. По пятницам у нас караоке, по субботам дискотеки, а по воскресеньям у нас проходят стендап вечеринки.

-12

— Собираемся открыть на нашем сплаве ресторан, когда сделаем ремонт на кухне, этим займется наш приятель, русский повар, он тоже переехал в Сербию. Хотим готовить блюда не только русской, но и грузинской кухни. Уверен, что летом в нашем «Байкале» на устье двух сербских рек будет очень клёво, ведь мы также ведём переговоры с российскими звездами, в частности с группой «Против правил», её солисты Кирилл и Валерия Астаповы — известные в России артисты, и мы хотим привезти их сюда. Конечно, никто не знает, как долго продлится война, останутся ли после её окончания тут в Сербии все приехавшие, но думаю, что, пока это длится, мы постараемся жизнь людей сделать легче, — говорит Стефан.

2022 год для многих был трудным временем принятия решений, однако ясно то, что все эти люди не ошиблись, выбрав Сербию своим новым домом, жизнь в котором, несомненно, будет интересной и полной открытий.

КАТАРИНА ЛАНЕ

Больше интересного на нашем канале! Подписывайтесь на «Балканист» в Telegram!

Сербия
7385 интересуются