Найти тему
Киберпоп ТВ

Как вести себя после Причастия?

  • «Говорят, после причастия нельзя сплевывать в этот день. Правда ли это? А когда чистишь зубы, это не считается?»

Нет, не считается. Вы причастились, запили, отходите от Причастия. После этого Вы же не плюете направо-налево? Бывают затруднения у некоторых людей с тем, как кушать рыбу. В ней ведь косточки. Бедные, не знают, что с ними делать потом. Да ничего с ними не делайте! Никакой святости в этих костях нет от того, что Вы их обглодали после Причастия. Можно почистить зубы. Вы же вечером будете чистить, не сразу ж от Причастия отошедши, правда?

  • «Я достаточно давно хожу в храм, около семи лет. Но Таинство Причащения для меня стало крайней редкостью из-за следующих обстоятельств. Во-первых, не ясно, до какого времени нельзя брать что-либо в рот после принятия Святых Таинств. Встречал таких людей, которые не целуют руки священников, не чистят зубы после Таинства, только целуют Крест и иконы. Но по такой логике и пищу нельзя принимать с помощью обычной вилки и ложки. Да и вообще весь день или даже больше, до следующего Причастия, следует держать рот на замке. Тем более нельзя чихать или кашлять. В ʺНастольной книге священнослужителяʺ дореволюционного издания кратко сказано, что все вышеперечисленные действия не позволяется делать, но только до момента вытирания рта платом непосредственно после принятия Святых Таинств. Еще существует другая практика на приходах. Не могли бы Вы прокомментировать эту ситуацию.
    Во-вторых, есть такая проблема, схожая с первой. Боюсь согрешить. Я уже давно оставил Причастие, как и помазание елеем. Неужели можно помазать лоб чем-то освященным, а потом после этого события мыть голову? Разве это не кощунство? А если голову мыть можно, то как узнать точное время, когда это уже не грех? Пожалуйста, если это возможно, я хотел бы узнать, откуда Вы возьмете информацию для своих ответов? Потому что иные лица (это я о прихожанах, с которыми я общался) лишь выражали субъективную точку зрения, которой есть основания не доверять. Просто никто об этом не задумывался, и глубина ответа была, скажем так, небольшой. Если источников нет, то я постараюсь принять то, что Вы скажете. Большое спасибо. С нетерпением жду Ваш ответ и прошу Ваших молитв».

На самом деле, лукавый уже Вас очень сильно уловил в свои сети, потому что Вы уже не причащаетесь. Елеем помазываться Вы тоже стесняетесь. У Вас растет неимоверная гордыня, которую Вы даже не замечаете, потому что другие-то причащаются и помазываются, подходят под помазание, а Вы не подходите, говоря себе где-то в тайне сердца и души: «Я-то более благочестивый, чем они. У меня страха Божьего больше, чем у них. У меня благоговения больше». И понеслась! Это такой легкий дымочек от фимиама перед идолом гордыни.

А бес Вам еще что-то «благочестивое» шепнет. Про святую воду, про Святую Церковь скажет, про храм Божий: «Зачем туда вообще ходить?! Ведь, к примеру, Мария Египетская всего 2 раза была, и всё!» Нет конца той бездне, в которую Вы скатываетесь. Можно двигаться в сторону Господа Бога, уподобляясь Ему, как сказал Бог: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). А можно двигаться в сторону лукавого, уподобляться ему, падая и падая бесконечно в эту яму. Так и Вы потихонечку туда соскальзываете, потому что руководствуетесь всеми этими мыслями, которые привел Вам лукавый: «Ведь грех же, осквернение».

Вы проанализировали информационное поле и увидели, что таких вопросов мало, и, следовательно, ответов тоже мало. Решили заполнить эту нишу. Но сам факт, что вопросов на эту тему мало, о чем говорит? Здесь одно из двух. Первый вариант: все неблагочестивые в отличие от Вас. Ведь Вы обратили на это внимание, а остальные не обращают. Все стараются больше готовиться, и никто не задумывается над тем, как сохранить благодать. А Вы тут как раз молодец! Второй вариант: это не очень и важно. Важно, но не так, как подготовка. Понимаете? Вот, собственно, ответ.

После причастия Вам вытерли губы платом. Вы отходите от Чаши молча. Поцеловали край Чаши, отошли, ничего не делая, ничего не говоря, ни на кого внимания не обращая. Подошли к столику, где запивочка, взяли антидор или просфоры, съели кусочек, запили. Всё, после этого можете прикладываться ко Кресту, к иконам, подходить под благословение. Хотите поцеловать руку священнику? Целуйте, в этом уже никого греха не будет. Пойдете кушать ― кушайте, вилкой пользуйтесь, ложкой и так далее.

Где-то я читал в интернете, то ли в межсоборном документе, то ли это был документ Священного Синода, то ли еще какой-то серьезный труд... Так вот, вопрос стоял так: приглашают священника к человеку, который умирает, чтобы, например, его причастить. Священник пришел, подготовил Дары, прочитал молитвы, исповедовал, причастил его. Умирающий проглотил и умер. Вопрос: в морг этого человека нести можно? Вскрытие делать можно? Что делать со Святыми Дарами, которые в нем находятся? Ответ был дан такой, что всё, забыли! Он причастился, всё! Причастие совершилось! Божественная благодать уже передалась из этой субстанции ему, поэтому ее сейчас уже нет. Не надо во всём этом копаться.

То же самое со священным елеем. Помазание произошло. Вам помазали лоб, Вы растерли немного, всё! Хотите прийти домой и принять душ? Примите его! Что, грязным теперь ходить? Не будет это ни осквернением Святыни, ни небрежением к Таинству. «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15:11). Не физические какие-то вещи оскверняют человека, а духовные.

Пока Вы копаетесь в вилках и ложках, выясняете, сколько времени должно пройти, пока Божественная благодать впитается до конца через кожу, через поры в кровь войдет, Вы не замечаете, что на самом деле грех-то в другом. Грех в каком-то самомнении. В том, что Вы под благовидным предлогом лишены Причастия, элементарного помазания елеем. Причем Вы сами себя этого всего лишили. Да еще с помощью этих предлогов возгреваете в себе тонкое чувство тайной гордыньки! Мастерским ходом развел Вас лукавый.

Еще в конце Вы пишете, что у Вас есть основания не доверять точке зрения прихожан. У Вас есть причины не доверять и моей точке зрения, и «Настольной книге священнослужителя» дореволюционного издания. Вы можете не доверять и тому, и другому, и Синоду, и Собору, да всем! И богословам не будете доверять. А кому доверять? Только себе?

Я Вам высказал свою точку зрения. Вот так я к этому отношусь. Я так живу, так молюсь, так причащаюсь. Какое будет Ваше отношение, решайте сами.

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.