Россия решила развивать партнерство с Туркменией. Любопытно то, что ради этого самого партнерства с последней по товарообороту с нами страной из СНГ в Ашхабад летал аж Мишустин.
Давайте обратимся к цифрам, которые говорят, что из $800 млрд товарооборота РФ с другими странами, доля Туркмении сейчас составляет порядка $1 млрд. Но Мишустин летал вовсе не договариваться об увеличении поставок помидоров, которые поставляет в Россию Туркмения.
Туркмения – один из важных для нас в текущих реалиях партнеров с точки зрения логистики. Этакий транзитный хаб на пути к другим странам региона. Например, объем нашего транзита по нему за прошлый год вырос в 4 раза. Чтобы расширить российское влияние на восточном рынке, России необходим и Каспий, и сухопутный транзит. Россия, Казахстан, Туркменистан и Иран уже установили на 2023 год дисконт в 20% на перевозку грузов в контейнерах. Однако этого недостаточно, поэтому придется еще и в совместную инфраструктуру вложиться. Но игра стоит свеч – потенциальные выгоды здесь огромные.
Железнодорожный маршрут «Север-Юг» позволит обеспечить выход грузовых потоков через сушу в Персидский залив, Иран и Индию. В свою очередь, транзит по маршруту «Восток-Запад» в страны Юго-Восточной Азии и Китай на 3 дня быстрее, чем традиционный морской маршрут.
В тоже время для нас удобна и перевозка по Каспию, которая находится сейчас находится на начальном уровне из-за отвратительного состояния портов, да и флота Туркмении в целом. Вот тут как раз и придется оказывать помощь соседу, чтобы самим в убытке не оказаться.
Кстати, на Туркмению положили глаз не только мы. Уже довольно давно в эту сторону смотрит и Китай: сначала соглашение об экономическом сотрудничестве, а там и до возрождения Шёлкового пути через инициативу «Один пояс, один путь» недалеко. Так что, Туркменистан, скорее всего, может стать для Китая и России чем-то большим, чем просто транзитным хабом.