Одна малограмотная, набожная женщина, торговка, в канун церковного праздника, раньше положенного времени закрыла свою лавку и прекратила торговлю. Тем самым она нарушила правила о часах торговли. На нее донесли. Ее вызвали суд. Грозил немалый штраф за это нарушение.
Может она не догадывалась, что закрыла лавку раньше. Может ей, набожной верующей женщине, хотелось побыть в церкви в канун праздника. Торговля торговлей, но в церкви побыть на богослужении – какая благодать.
Хоть и владела она лавкой, но зарабатывала немного. Жила не богато и платить штраф было не совсем ей по карману.
Казалось бы дело безнадежное. Есть нарушение, свидетели налицо. Женщине не отвертеться.
Но вести ее дело в суде, в качестве адвоката, взялся известный российский адвокат 19 века – Федор Никифорович Плевако.
Удалось ли ему выиграть это дело и защитить торговку?
Догадка и подготовка Плевако.
Думая над делом, изучая его материалы, Федор Никифорович догадался, в каком русле надо искать "зацепки" для защиты. Интуиция верного направления? Начало начал немаловажное.
Дело осталось за малым и важным - найти "зацепки" фактически, во время заседания суда. И Плевако настроился на это, будучи внутренне спокоен и безмятежен. Только в таком состоянии духа - спокойствие и безмятежности - приходят нужные находки и решения. В суете, волнении, агрессии и страхе - никогда.
Особенность этого судебного заседания.
Суд был назначен на 10 часов. Однако, само заседание суда началось на 10 минут позже. Опоздал на 10 минут на суд и сам адвокат Плевако. Но он спокойно, не торопясь, вошел в зал, как ни в чем не бывало. Расположился за столом, неторопливо достал документы.
Начало "зацепки".
Плевако думал о "зацепке" и вот она, сразу же и случилась.
Председатель суда сделал замечание Федору Плевако за опоздание и неуважение к суду.
Плевако не растерялся. Достал из кармана часы и, спокойно, заметил, что на его часах 10:05. Он даже показал циферблат своих часов залу.
Председатель тоже не растерялся. Он показал Плевако настенные часы в судебном зале, на которых время было 10:20.
Эксперимент Плевако.
Федор Никифорович спросил у самого председателя суда:
- А сколько на Ваших личных часах, Ваше превосходительство?
- Пятнадцать минут одиннадцатого – ответил тот.
- А на Ваших часах, господин прокурор? – обратился к прокурору Плевако.
Прокурор решил причинить Плевако неприятность. Ехидно он заметил:
- На моих часах, господин защитник, уже 25 минут одиннадцатого - сделав акцент на цифре "25" произнес прокурор.
Плевако это не смутило. Напротив, господин прокурор, не догадавшись об эксперименте и интриге, сыграл на него и помог защите. Эта та самая «зацепка», помогающая ей.
Судебный вердикт.
Судебное следствие завершилось очень быстро. Дело ясное, что дело ясное.
Свидетели подтвердили, что подсудимая закрыла лавочку раньше на 20 минут. Прокурор просил признать подсудимую виновной. О чем тут еще говорить? Уже вещи стали собирать присяжные заседатели.
Остался лишь один, заключительный, чисто формальный момент. Уже ничего не значащий для дела. Что-то должна сказать защита. Ну, пусть скажет, раз положено. Но что ей сказать в этой-то ситуации?
Слово дали Федору Плевако.
Слово Плевако.
Он признал, что женщина закрыла лавочку на 20 минут раньше, согласившись с коллегами.
Но, заметил Плевако:
«Она женщина старая, малограмотная, в часах плохо разбирается.
Мы с вами люди грамотные, интеллигентные (как приятно услышать такую похвалу честолюбивому уху - прим. автора). А как у нас обстоит дело с часами? Когда на стенных часах - 20 минут, у господина председателя - 15 минут, а на часах господина прокурора - 25 минут.
Конечно, самые верные часы у господина прокурора (подчеркнуть значимость главному, ох, как это важно - прим. автора). Значит, мои часы отставали на 20 минут, и поэтому я на 20 минут опоздал. А я всегда считал свои часы очень точными, ведь они у меня золотые, мозеровские.
(Плевако еще раз явил залу свои часы).
Если господин председатель, по часам прокурора, открыл заседание с опозданием на 15 минут, а защитник явился на 20 минут позже, то как можно требовать, чтобы малограмотная торговка имела лучшие часы и лучше разбиралась во времени, чем мы с вами?
Послесловие.
Присяжные недолго совещались. Доводы и эксперимент Плевако показались убедительными. Торговка была оправдана.