Я продолжаю серию статей, про художественное слово, это уже четвертая часть и что бы понять ее, я настоятельно рекомендую ознакомиться с предидущими частями данной темы.
Воспитание умения действовать словом.
Яркие, конкретные видения, живущие в воображении актера, должны быть донесены до слушателя. И здесь особую роль приобретает умение заражать своими видениями, воздействовать словом на слушателя, убеждать его, заинтересовать существом события. Для нас очень важно то обстоятельство, что конкретно чувственный, яркий художественный образ заставляет и слушателя активно воспроизводить рассказываемое в своем воображении, мобилизует запасы его жизненных впечатлений.
Видения, возникающие у слушателя, могут быть иными, нежели у рассказчика, ибо они рождаются из иного опыта, из иного мира представлений, чувств и ассоциаций. Но в сути своей воссоздаваемый слушателем мир всегда адекватен миру, порожденному воображению рассказчика. Слушатель переживает вместе с чтецом описываемую им жизнь.
Насытить слово жизнью, внутренним содержанием - это значит связать его с точным, целенаправленным действием. "Он грянулся", - произносит чтец. Однако это еще не словесное действие, а лишь обозначение его. Главное для нас - связать слово с его внутренней направленностью: оглянулся для того, что бы посмотреть кто сзади, или оглянулся, что бы посмотреть, не уронил ли чего, или проверить, не следит ли кто-нибудь за мной. Целенаправленность, действенность слова рождается тогда, когда студент заражается той конкретной задачей, целью, ради которой он должен "оглянуться", иными словами - идет по перспективе.
В рассказе необходимо выверить в своем воображении ситуации, мизансцены, взаимоотношения героев, точно представить себе их биографии, их восприятие друг друга, то есть проделать ту же работу, что и актер, войти в процесс анализа текста в логику действий каждого персонажа, в его предлагаемые обстоятельства.
Автор видит своих героев в столкновении, в определенной физической позиции, связанной с их внутренними целями, мыслями. Из знания мыслей и физической линии действий героев рождается единственное нужное слово, его интонация. Работая над произведением, мы не должны забывать об этой неразрывной связи слова и действия.
"... Если вы, писатель, почувствовали, предугадали жест персонажа, которого вы описываете ( при одном непременном условии, что вы должны ясно видеть этого персонажа), вслед за угаданным вами жестом последует та единственная фраза, с той именно расстановкой слов, с тем именно выбором слов, с той именной ритмикой, которые соответствуют жесту вашего персонажа, то есть его душевному состоянию в данный момент" - Толстой А.Н. "К молодым писателям"
Литературный рассказ требует наибольшей действенности, конкретности в передаче "существа дела" еще и потому, что в его распоряжении - только слово: ему не помогают ни линия физического поведения, ни переключение внимания зрителей на партнера, ни обстановка сцены. И если образность, конкретность, действенность слова отсутствуют, если слово не лежит на поведении, текст не оживает, а объясняется, рекламируется или становится "эмоциональным", сентиментальным, только чувственным.
Что бы начать жить жизнью героев, их внутренней логикой, нужно не только эмоциональное восприятие текста - надо уметь думать в эмоциональном ключе.
Разбор "по мысли", по действию дисциплинируют темперамент, мобилизует его для достижения определенной цели. Эмоциональная передача текста становится действенной, целенаправленной. Мы учимся доносить мысль эмоционального материала, владеть собой и не упускать в порывепереживания сверхзадачу произведения. "Действие словом" приобретает активный характер и находит отзвук в сознание и душе слушателя.
Спасибо, что дочитали и подписались! Ваш MasFedos.