Совсем не стандартная статья для моего канала, но меня попросил приятель научить и рассказать. Я писал ему инструкцию, и подумал, что это может быть полезно другим. Сам я до всего этого доходил методом проб и ошибок.
Пишем гитары, правило справедливо для любого daw, мы используем Reaper. Гитары записывают di сигналом, то есть чистым, без обработки, иначе нам будет очень тяжело что либо исправить. Нет, если у вас дома акустическая комната, отличный кабинет и отличный инструментальный микрофон, то так и пишите. Но, я уверен что у 98% людей этого оборудования нет.
Создаем папку из двух треков – правая и левая гитара, разносим по стерео базе примерно по 75%
Теперь смотрим плагины
Каждый трек, куда пишем, набор плагинов будет одинаков.
Сначала идет грелка, потом усилок(голова) Используем бесплатный плагин от Poulin
Потом плеер импульсов, это и есть наш кабинет, который даст основной звук, просто голова будет звучать противно и убого.
Потом фильтр, на картинке примерная обрезка для гитар с перегрузом
В конце компрессор, любой
Первая и вторая гитара имеет одинаковый набор плагинов, но можно использовать разные кабинеты(импульсы), если в этом есть смысл.
Теперь смотрим что у нас в основной суммирующей дорожке
Начинаем с фильтра, в котором отрезаем все паразитные частоты по обоим каналам гитар.
Далее идет пост обработка, тут есть разные варианты, я использую или комплект плагинов ozone 8
Либо плагин от Wawes, который не плохо придает объем и расширяет стерео базу.
Ну и в конце компрессор, компрессоры у меня на всех дорожках.
Дорожка, куда мы посылаем гитары, нужна для увеличения громкости, добавления объема, а так же если мы используем еще канал для «эпического» соло, если мы играем хеви метал всякий, то для суммирования.
Так же нам этот канал дает сигнал по центру, так как гитары в дабл треке пишутся в правый и левый канал.
Цепочка обработки начинается с фильтра, там отрезаем паразитные скрипы, пшики, свист и тд
Потом идет эквализация, мы можем ставить любой эквалайзер, или GLA Guitar Stereo от Wawes, но тогда не используем его на дорожке гитар(рекомендуется, но дело вкуса)
Ну и последняя обработка, это компрессор. Зажимаем дорожку достаточно сильно, она не должна звучать громче, чем папка гитар, ее задача дать объем.
Если у нас есть соляки, прям соляки-соляки, то пишем отдельной дорожкой, обработку вешаем как на любом канале гитары, GLA Guitar Stereo используем.
Важно, настройка звука каждого инструмента выполняем в режиме соло, тоесть слушаем отдельно каждую дорожку, потом слушаем две дорожки гитар, настраиваем общее звучание, потом барабаны и бас, без гитар, потом с гитарами, потом вокал и гитары. Вокал подгоняем под гитары. Дорожки вокала лучше нормализовать:
Важное замечание – эквализация каждой дорожки базовая. Каждая дорожка звучит хорошо, но общий микст может звучать глухо. Основная эквализация, это уже мастеринг мастер трека.
Первый в цепочке у меня стоит кроссовер, встроенный в Reaper
Потом я работаю с частотами с помощью iZotope Ozone 5, но можно использовать любые другие эквалайзеры, мне просто нравиться, привык и удобно.
Далее у нас идет Озон 8 или 10, там используем компрессор, лимитор, расширение стерео базы.
Если не знаете что нужно, запустите автоматический анализ и потом подправите результат по вкусу.
На 8 озоне нажимаем Master Assistant
Вот в целом и все, дальше дело вкуса.
Ну и что бы не быть голословным послушаем несколько моих треков
Песенка раз с мастерингом
Песенка два без мастеринга
Песенка три, кавер, с мастерингом