Найти тему
Юлия Варенцова

«Ну какой же это Христос? Это больной Миклухо-Маклай»

Ге постепенно приходит к толстовской идее "религии горшка": не заставлять других служить себе. С Толстым они дружат: Ге пишет портрет писателя, часто бывает в Ясной Поляне, Лев Николаевич иногда пешком приходит в гости к художнику.

Вслед за Толстым Ге отказывается от наёмного труда, бросает курить и становится вегетарианцем.На своем хуторе Ивановское он начинает сеять табак и сажать сахарную свёклу и гордится тем, что его хозяйство более рентабельно, чем крестьянские хозяйства вокруг. Вся семья Ге, его супруга и сыновья участвуют вот в этой новой модели жизни, привыкая к суровой реальности. Первое время дом Ге крыт соломой, и там очень холодно зимой. Теперь для Николая Ге достижение - это новая крыша, которую, наконец, удается сделать. Кроме работы на своей земле, Ге в качестве управляющего надзирает за некоторыми имениями Черниговской губернии.

Хутор Ивановское для Ге – почти как Ясная Поляна для Льва Толстого: и семейное гнездо, и поле для социальных экспериментов, и творческая мастерская.

Так же как его кумир пашет, Николай Ге бесплатно кладет печи крестьянам – и его слава печника гремит на весь уезд. Он участвует в местных "выборах" и несколько лет работает в земских учреждениях. Для Ге как для художника на Черниговщине начинается его личная "эпоха возрождения". На хуторе он напишет свой следующий шедевр: "Что есть истина?"

На этой картине Пилат вызывающим жестом обращается к Христу: что есть истина? Христос изображен в тени, его фигура истерзанная, измождённая. И жест Пилата выглядит даже издевательским: что есть истина по сравнению с властью, что есть истина по сравнению с тем, что сейчас случится с тобой.

Ге привозит картину в столицу, на очередную передвижную выставку. Оценив масштаб работы, коллеги-художники отводят ей лучшее место в экспозиции, а самого Николая Ге выбирают председателем Товарищества Передвижников.

Но его Христос слишком отличается от привычных иконописных ликов. Синод и обер-прокурор Победоносцев возмущены "оскорблением чувств верующих" - слишком вольной интерпретацией евангельского сюжета. Император Александр Третий выносит окончательный приговор: "Картина отвратительная" – и ее убирают с глаз долой.В России в те годы действует особая цензура — она касается не художественной формы, а только содержания. Не каноничное, недостойное, кощунственное произведение не может выставляться на публике.

Картина Ге и правда противоречит традиционному изображению Христа как человека прекрасного и духовно, и нравственно, и внешне. У Ге Христос -тщедушный, измученный, худой, многим он кажется жалким. Александр Третий находит образное сравнение: «Ну какой же это Христос? Это больной Миклухо-Маклай». На обвинения публики и критиков в том, что его Христу не хватает благообразности, Ге отвечает, что "человек, которого били целую ночь, не мог походить на розу".

И даже самый передовой коллекционер и меценат своего времени, Третьяков купит картину «Что есть истина?» только после того как Лев Толстой напишет гневное письмо и пристыдит его.

«Вы посвятили жизнь на собирание предметов искусства, живописи и собрали подряд все для того, чтобы не пропустить в тысяче ничтожных полотен то, во имя которого стоило собирать все остальные. Вы собрали кучу навоза для того, чтобы не упустить жемчужину. И когда прямо среди навоза лежит очевидная жемчужина, вы забираете все, только не ее. Для меня это просто непостижимо, простите меня, если оскорблю вас, и постарайтесь поправить свою ошибку, если вы видите ее, чтобы не погубить все свое многолетнее дело».Репрессии, которым подвергается картина, только подогревают интерес публики к ней – и полотно отправляется путешествовать по Европе, где ее ждут восторженные отзывы.

Продолжая евангельскую тему, Ге пишет «Суд Синедриона», «В Гефсиманском саду» и «Выход Христа с учениками с Тайной вечери».Напоследнейот Христа уходят все ученики, оставляя его в полном одиночестве, в готовности принять свою судьбу и исполнить великую миссию. Николай Ге со своим евангельским циклом так же остается в одиночестве. В Петербурге и Москве почти никто не понял его полотен, созданных в сельском уединении. Финальным манифестом художника становится "Распятие".

Из книги "Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX – начала XX века":

https://www.labirint.ru/books/740206

Продолжение следует

Если было интересно, подписывайтесь на мой канал!)