Двоих детей, брата сестрой – 7-летнего Романа и 9-летнюю Ульяну взяли в семью Андрей и Алена Нагибиных из села Алтайское Алтайского края. Понять, что это именно их дети, супругам помогла также и видеоанкета, созданная фондом «Измени одну жизнь»
Ребята жили в детском доме в Барнауле, Андрей и Алена привезли их домой в сентябре 2022 года. Андрей рассказал о том, какой страх пережил на первой встрече с будущими детьми в детском доме, как вместе с женой они приняли решение стать папой и мамой сразу двоих ребят, как в семье проходит адаптация.
А также Андрей поделился тем, как семья готовится к Новому году, ведь все вместе они будут встречать этот самый волшебный и самый семейный праздник впервые.
«Нужно ехать»
К приемному родительству мы шли три года. Прошли ШПР, оформили документы, стали смотреть анкеты. С детьми нам «сильно везло», всех моментально разбирали.
Однажды мне позвонили сотрудники опеки и рассказали про брата с сестрой. У детей были анкеты с фотографиями в Федеральной базе данных, а еще видеоанкеты, созданные фондом «Измени одну жизнь».
Фотографии и анкета в ФБД не рассказали про детей ничего. Глобально на решение повлияла видеоанкета. Ролики существенно повышают шансы ребенка найти семью.
Если бы видеоанкеты не было, то мы бы с детьми не встретились.
Я бы точно не поехал за ними, основываясь на фото и бумажной анкете. Фотография ничего не расскажет о ребенке. Я посмотрел первые десять секунд видео, поставил на паузу, потому что понял: «Нужно ехать».
Помню, как директор детского дома сказала: «Ощущение, что дети ждали именно вас».
На первую встречу ехал со страхом
Супруга осталась дома, а я поехал на встречу с детьми один, взяв необходимые документы.
Могу сказать, что испытывал самый настоящий страх. Особенно по пути из опеки в детский дом.
Я думал, что сначала мне дадут анкету ребенка, чтобы я почитал, собрался с мыслями, а сотрудники сразу привели ребятенка. Ульяна смотрела и просто буровила меня взглядом.
Уже дома, у нас в семье Ульяна рассказала о том, почему так пристально на меня смотрела. Поначалу она подумала, что я просто один из гостей директора детского дома, и только присмотревшись поняла, что «это мой папа».
Но в тот момент мне стало не по себе от такого пристального взгляда ребенка.
Дети в жизни оказались немного другими. На видео они были немного зажаты, вживую более раскрепощенные. Залезли на меня в первую встречу и повисли. Сразу как-то прониклись.
Мы стали папой и мамой
Дети стали обращаться к нам «мама и папа» со второго дня в семье. А наши имена запомнили только на третью неделю.
Папой я себя чувствовал с первых дней. А супруга ощутила себя мамой недавно. История такая: сына после занятий нам передают из рук в руки. Но в этот раз учительница просто отпустила мальчика домой, без родителей. И он пропал.
Забегая вперед, скажу, что мальчик быстро нашелся, но жена была просто в панике. В этот момент она почувствовала то самое материнское беспокойство, тревогу о сыне. Это и было ощущение себя мамой.
Самое сложное – школа и учеба
Главные качества приемного родителя — терпение и любовь. Терпение с обеих сторон, но особенно оно нужно моей супруге, которая проводит с детьми больше времени, чем я в силу рабочих обстоятельств. Еще важно спокойствие.
Дети первые три недели изучали обстановку, всюду лезли, но это не в укор. Наоборот, хорошо, что они все изучают.
Самый сложный вопрос у нас — учеба.
Оба ребенка учатся в первом классе. Ульяна, получается, пошла в первый класс дважды из-за педагогической запущенности. У сына она тоже была, но мы подтянули, поработали с психологом.
Изначально психолог говорил, что сыну больше интересна игровая деятельность, чем учеба, что опять же связано с педагогической запущенностью.
Но дети учатся читать, делают успехи. Оба ребенка плохо читали, не умели считать. Теперь умеют. У Ромы проблемы с памятью, он через мгновение может забыть все, что ему говорили: слова, цифры, факты.
Тяжело дается дисциплина, семейный режим, порядок, но дети стараются. Хотя противятся, пищат, но стараются.
Конечно, ребята привыкают к порядку, но не быстро. Более того, если им дать расслабиться, все это моментально превратится в хаос.
Бывают моменты, когда опускаются руки. Например, постоянное вранье, по поводу и без. Особенно остро это ощутила супруга. К примеру, Ульяна захотела побыть одна в комнате. Она подходит к маме и говорит: «Рома меня душит». Алена подходит к Роме, выясняется, что никто никого не душил, просто Ульяна нашла способ побыть одной.
Много врут по мелочам: не взять сменную обувь, почистить зубы и так далее. В такие моменты обращаемся за помощью к психологам из детского дома. Они курируют нашу семью.
А еще нам очень помогают родственники со стороны супруги. Первое время привезли одежду, обувь для детей.
История ребят
Дети два раза побывали в детском доме.
Они родились в Казахстане, там же оказались в детском доме, откуда их забрала биологическая мать, затем они снова оказались в системе. Мать снова забрала, но вскоре всю семью депортировали в Россию.
И здесь они жили в детском доме ровно год, вплоть до нашей встречи. Первое время жизни в семье они общались с тетей. Ульяна как-то сказала, что хотела бы поговорить с мамой. После консультаций с психологом мы решились на звонок.
Но разговор был достаточно странным. Ее не интересует судьба детей: хорошо им в семье или нет. Вопросы со стороны мамы были тоже весьма «удивительные»: «Есть ли у вас дома коровы, куры?»
В таком контексте разговор длился 40 минут, после чего дети расхотели общаться с матерью. Категорически не хотят больше общаться, с родственниками тоже.
«Нам лучше жить в семье»
Детям нужно тепло, воспитание. К примеру, Ульяна не сразу пришла к тактильности. Сын же, наоборот, сразу как клещ вцепился, настолько важны ему были объятия.
Ульяна иногда может оттолкнуть, но видно, что с каждым днем объятия приобретают для нее важность.
Дочери и сыну катастрофически не хватало тепла, любви, родителей. Сами дети так говорят: «Нам лучше жить в семье».
И еще они стали общительными. В первые дни были зажатыми комочками,
Дочь неплохо рисует, неплохо поет. Сын – жилистый, наверное, ему прямая дорога в спорт.
Наш первый Новый год вместе
Мы поставили дома елку, дети ее украсили, сами сделали несколько игрушек.
Мы приготовили им подарки (игрушки), положим под елочку. Встреча с Дедом Морозом будет у них в школе, а дома отметим праздник по-семейному.
У нас много родственников с детьми со стороны супруги, много племянниц, племянников. Соберем большую семью, и в теплом кругу отметим