Хоть уверяет нас пословица, что «крестьянская доля - на широком поле», как известно, земледелие испокон веков на Руси считалось ярко выраженным сезонным занятием.
При этом традиционно в зимнее время у сельских полеводов наступал период передышки после завершения уборочной страды, являвшийся одновременно и своего рода «затишьем перед бурей» - то бишь, перед началом весенних полевых работ. Чем же они в этот период себя занимали?
В отличие от любого другого круглогодичного производства, где разница в занятиях летом и зимой не слишком отличалась, труд большинства сельских тружеников зимой становился менее интенсивным и напряжённым. Пожалуй, лишь животноводы не имели возможности расслабиться, проводя весь трудовой год на одном и том же дыхании!
А вот у полеводов зимой существенно менялся режим жизни и характер их труда. Но бездеятельность в самом земледелии не означала бездеятельности у них: те отнюдь не прохлаждались дома, а по-прежнему ходили на работу. Хотя, безусловно, в сравнении с полевыми работами в любой другой период зима выглядела для них каникулами! Могу наглядно продемонстрировать это на примере своей деревенской полеводческой бригады, где мне до службы в армии довелось потрудиться.
Если в весенне-осенний период она с раннего утра до позднего вечера была занята на традиционных для сельских тружеников сезонных работах (сенокос, посадка и уборка урожая, и т.д.), то зимой, преимущественно, обеспечивала работу местной молочно-товарной фермы, которая по праву считалась не только нашей гордостью, но и всего района. И хоть ферма была небольшая (на ней содержалось около 100 коров), в 1950-1970-е годы прошлого века по надоям молока она занимала ведущие позиции в Калининской области.
В довоенные годы полеводческая бригада была смешанная, состоявшая наполовину из мужиков и наполовину из женщин. Мужики получали наряды на тяжёлые физические работы: подвоз кормов, погрузка-разгрузка при посадке и уборке сельхозкультур, косьба, скирдование и т.п.; женщинам доставалось не меньше - сушка сена, уборка в копны, сбор урожая (картофеля, брюквы, свёклы), уборка, сушка и теребление льна. В годы войны и в послевоенное время все мужские функции легли на плечи женщин и деревенских девчонок. Со временем в бригаду влились вернувшиеся фронтовики и подросшие деревенские пацаны.
К середине 1970-ых в ней оставалось лишь четверо мужиков, включая автора. Состав подобрался самый разношёрстный: были здесь фронтовик, чудной мужичок-матерщинник (тот весь год ходил в резиновых сапогах), парень средних лет-любитель «горькой» (проживший свою жизнь бобылём), ну и автор публикации, не испорченный деревенским бытом и готовый к любому труду и обороне! За каждым из нас была закреплена своя лошадь, которая чужаков подпускала к себе с трудом.
Как я уже отметил, зимой особой загрузки у полеводов не было: в основном, бригада занималась доставкой кормов (сена, соломы, силоса, комбикорма, еловых веток) для скота. Скот - это помимо коров на молочной ферме ещё и телята в двух телятниках и поросята в свинарнике (примерно по 50 голов). Да и своих тружениц-лошадок надо было обеспечить пропитанием.
Заготовленные летом сено с соломой хранились в нескольких огромных сараях и в скирдах на полях. Как правило, вывоз начинали с полей: с рассветом запрягали лошадок и отправлялись в путь. Иногда тот был долгий и трудный, поскольку приходилось пробиваться сквозь снежные сугробы на значительное расстояние. Чтобы обеспечить все обслуживаемые объекты кормами дня на три-четыре, требовалось сделать не менее трёх ходок.
А надо было ещё успеть обеспечить коров и телят силосом. С этим делом приходилось повозиться: хоть бурты и находились по соседству с фермой, но погрузка-разгрузка силоса требовала значительных физических и временных затрат, а потому к концу светового дня не всегда успевали и возвращали уставших лошадей в стойла затемно.
Следующий день посвящали привозу картофеля, являвшегося наряду с комбикормом основным питанием для свиней и телят и хранившегося поблизости в двух картофелехранилищах.
Если оставалось время, то всем гуртом отправлялись в ближайший сосняк за хвойными ветками. Хвоя издавна у деревенских считалась ценным кормом для коров и прочих сельскохозяйственных животных (она укрепляла их иммунитет), в размельчённом виде в качестве подкормки её охотно поедали и всеядные поросята. Сваливали привезённое рядом с фермой и телятниками и заканчивали свой трудовой день. Который зимой был короткий: иногда к трём часам вечера работу уже заканчивали. При этом бригадир (а им была в те годы моя мать) исправно закрывала всем по 3 рубля в день.
Когда эти основные работы были выполнены, бригада занималась подготовкой к весенней кампании: ремонтировала в сарае колхозный инвентарь (сани, телеги, деревянные ящики для картофеля, лошадиную сбрую, грабли, косы и т.п.) либо приводила в порядок прочие хозяйственные постройки - склады, хранилища, сараи. В такие дни я непременно захватывал с собой на работу транзисторный радиоприёмник, который скрашивал монотонный труд нашей мужской компании...
Время от времени, когда уж совсем было нечем заняться или требовалось сменить характер деятельности, бригадирша давала нам наряд на заготовку дров для колхозных нужд. Хотя по осени их и так заготавливали впрок, но сами знаете - «запас ношу не тянет»! Наибольшая потребность в них была в кубовой, где свинарки и телятницы готовили горячую пищу для своих подопечных. Да и общественная баня требовала дровишек: помыться после нелёгкого крестьянского труда сам Бог велел!
Читайте мои предыдущие публикации на канале:
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!