Найти тему

Как комфорт и технический прогресс лишают нас радости жизни.

Отличная иллюстрация для утверждения о комфорте и радости жизни является всеми любимый праздник - Новый год.

Для того, чтобы понять данный смысловой ряд, вам будет необходимо понимать, что такое виниловые пластинки, аудиокассеты, ну или, на худой конец, CD. Если вы когда-нибудь держали в руках новый альбом любимого исполнителя и, в буквальном смысле этого слова, чувствовали текстуру картона, тот самый особый запах новой обложки альбома, которая еще только неделю назад покинула типографию, то вы точно поймете основной смысл этой статьи.

Так вот, вернёмся к новому году. В целом, праздник может быть любой, но Новый год взят, как наиболее актуальный, и для некоторых самый важный праздник. Есть в этом празднике что-то от сказок, волшебства и теплых семейных посиделок: за салатом оливье под мерцающими огнями наряженной ёлки. Чувствуете торжественность момента?

Ну так вот, теперь та самая ложка дёгтя в бочку с мёдом современного технологического прогресса и общего комфорта жизни. Что такое радость? Кто-то может сказать, что это сложное понятие и определений этого слова довольно большое количество и бла бла бла. Постараюсь упростить это понятие и придать ему форму максимально понятную для каждого из нас.

Радость - это такое состояние, находясь в котором, человек хотел бы, что бы оно продолжалось, а когда оно уходит, то хотел бы что бы оно снова вернулось. Надеюсь, что с этим довольно общим определением довольно сложно поспорить, ну и в целом, большинство тех, кто сейчас читает эти строки понимает, о чем я. Также отдельного внимания заслуживает такой момент, как ожидание радости. В ожидании радости тоже есть некая доля радости, если эта радость все же случается.

Я не знаю, какую музыку вы слушаете, и кто был вашим любимым исполнителем 10-20 лет назад, когда ещё вы могли получить в подарок на Новый год пластинку или CD диск с новым альбомом вашего кумира. Но, допустим, пусть это будет Майкл Джексон или группа Metallica.

Как выглядел этот процесс. Возможно, вы заранее догадывались о том, что вам подарят именно этот альбом Майкла Джексона, который как раз вышел перед праздниками и уже начал красоваться своей обложкой на витринах музыкальных магазинов (вы, кстати, давно видели музыкальный магазин?). Пластинка могла стоить 20, 50, а может даже и 70$. Хорошая такая цена за 10 композиций. Арифметика тут тоже имеет значение.

Каждая песня в пересчете на $ имеет значение. 5$ за песню, между прочим.

Но дело даже не в стоимости одной песни, а в том процессе и в том эффекте, который производил данный подарок на вас и окружающих. Дело в том количестве радости, которое вы получали от такого подарка. Сначала вы разворачивали подарочную упаковку, потом понимали, что это именно тот альбом, который вы так ждали. Потом вы внимательно смотрели на обложку, возможно, даже нюхали, как пахнет эта радость. Вы доставали эту пластинку, кассету, CD диск и ставили ее в проигрыватель или магнитофон (помните еще такое слово?). Вспомните, сколько радости было во всем этом процессе. И сколько радости ещё было потом, когда, возвращаясь домой, вы снова и снова ставили эту пластинку. В заезженной пластинке хранится очень много радости.

-2

Ну а теперь, давайте перенесемся в текущий момент - с его плодами технологического прогресса, юзерфрендли интерфейсами мобильных устройств и потоковым вещанием аудио сервисов по подписке. Это несомненно очень удобно. Ещё вчера какой-нибудь Моргенштерн записал новый убойный хит, а уже сегодня он появился в вашей подборке новинок по подписке. Стоило это вам 5$ в месяц. Удобно, экономично, быстро, качественно. Но вот куда из всего этого делась радость? Как так получилось, что количество извлекаемой радости от альбома любимого исполнителя сократилась до нескольких минут, а возможно и секунд.

Теперь процесс подарка альбома любимого исполнителя выглядит примерно как ссылка на альбом, отправленная в телегу, с короткой подписью: «Зацени новый альбом …» И всё! Куда делась та самая радость?

Если осознанно проанализировать эту ситуацию (сделайте это пока вы не отдали и эту радость на аутсорсинг компании Яндекс или Apple), то вы четко заметите, что чем больше удобства и комфорта становится в нашей текущей современной жизни, то тем меньше радости в ней остается. Чем больше мы становимся похожи на биороботов, поглощающих дешевый и быстрый информационно-развлекательный контент, тем меньше радости в нашей жизни становится.

Получить на Новый год в подарок подписку на Apple Music (+3 месяца бесплатно в подарок) не тоже самое, что достать из под ёлки заботливо упакованную в подарочную бумагу с бантиком новую пластинку Юрия Антонова 😉

Вот так, шаг за шагом мы сами решаем себя маленьких радостей жизни, меняя их на пресловутый комфорт, удобство, скорость и безопасность.

Что же делать? Как не терять радость в этом мире технологического прогресса, комфорта и дешёвых увеселений? Каков же рецепт сохранения той самой радости, которую мы уже почти полностью променяли на подписку от корпорации «силиконовый комфорт»?

Ответ в моем случае очень предсказуемый.

Тренируйте свою цифровую осознанность, друзья. Люди с более высоким уровнем цифровой осознанности испытывают больше радости от жизни, чем те, кто все больше и больше погружается в состояние неосознанного потребления того информационно-развлекательного фастфуда, который предлагают нам цветные экраны наших смартфонов. Это, кстати, не голословное утверждение! Научно доказанным фактом является то, что осознанность напрямую связана с уровнем главного гормона радости и удовольствия - дофамином.

Если вы хотите подробнее узнать о том, как стать более осознанным, и что такое цифровая осознанность, то добро пожаловать на бесплатные занятия в группу осознанности, которые проходят каждый день в телеграмм.

✅ Попасть на занятия можно перейдя по ссылке https://t.me/+A56w1DiTxxRkNjJi.

Автор статьи - Владимир Курсов
Tелеграмм канал -
https://t.me/PsyMeditary
Instagram -
https://bit.ly/3UNYUXr
Youtube -
https://bit.ly/3h1QP0o