Найти тему

Лика Вериор. Как писателю преодолеть синдром самозванца: 8 советов от автора

Оглавление

Мы выросли на представлении о том, что писатель, автор – это что-то возвышенное, недостижимое. Мировые классики сталкивались с трудностями в своей жизни, переживали конфликты, трагедии, они жили ярко и пылко – так, как обычный человек жить не может. Очень долго существовала устоявшаяся модель о божественной составляющей писателя, и отголоски этих представлений затрагивают нас до сих пор.

Это сильно бьёт по нам, как писателям.

Автор: Лика Вериор.

Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.

Возникает вопрос: а достойна ли я? Что есть во мне такого, что даёт мне право писать истории? А что есть такого, из-за чего меня должны читать? Какой из меня писатель? Какую жизнь я прожила, чего я достигла, чтобы называть себя так?

Часто в моменты подобного самобичевания мы игнорируем всякие свои достижения и списываем всё на удачу. Это и есть тот самый пресловутый, гнетущий, мешающий идти дальше синдром самозванца.

Человеку свойственно подвергать критике свою общественную роль, какой бы она ни была. Свойственно сомневаться в себе, задумываться о своей значимости. Писатели не исключение.

Это нормально – переживать о том, примут ли читатели ваши идеи, оценят ли по достоинству старания. Хотя, сами мы зачастую имеем размытые представления о своих достоинствах.

Запомните: тот не артист, кто не волнуется. А мы с вами – артисты, и играем мы не одну роль, а десятки, сотни и больше. Это могут быть роли наших персонажей, а могут быть наши жизненные роли. Поэтому да, мы сомневаемся, но от этого мы не перестаём быть писателями.

Представьте себе следующего человека

Дома он родитель, на работе – коллега, на учёбе – студент, а когда пишет – он писатель. Он может не играть эти роли постоянно, он может сомневаться в себе, но он понимает, что каждая из этих ролей – его. Когда он задумывается, хороший ли он родитель, он же не отрицает свою родительскую роль, верно? Тогда почему, думая о том, какой он писатель, хороший или плохой, начинает сомневаться, писатель ли он вообще?

Не так просто преодолеть тягу к самобичеванию, не так просто избавиться от синдрома самозванца. В жизни вообще всё не очень просто: даже самая малость требует от нас усилий, кропотливой работы над собой.

Я предлагаю несколько вариантов проработки проблемы

1. Сядьте.

Задумайтесь, есть ли у вас синдром самозванца. Не смейтесь, на этом этапе проваливаются многие.

2. Возьмите листик.

Да-да, не кривитесь. Это, конечно, пошлость, но все мы писатели, а значит надо писать! Берёте листик и расписываете, что делает вас автором, подумайте над своими преимуществами.

А теперь осознайте: вы пишете в данный момент!

Вы размышляете и складываете слова из головы в материальный, существенный текст, который может быть прочитан. Не придавая значения его качеству, примите тот факт, что вы, по крайней мере, – автор текста о том, что делает вас писателем. Сейчас вам кажется это бредом, но вы не ленитесь, попробуйте.

3. Работайте над писательским стилем, речью.

Это очень важно для вас, для ваших читателей, для ваших произведений. Много читайте, причём не только то, что любите. Я вот не могла читать ничего, кроме фэнтези или современного романа. Всё остальное я брала в руки без удовольствия, потому что надо.

Что действительно надо, так это расширять свой читательский опыт, выходить за пределы своего представления об эстетическом.

Изучайте литературу, написанную на том же языке, на котором вы пишете, старайтесь избегать переведённых текстов – тут я, конечно, говорю о развитии писательской речи и языка. Если вас интересуют авторские приёмы, сюжетные конструкции и прочее, то не так важно, переведён текст или изначально написан на вашем языке.

Читайте классиков, школьную программу. Но! Читайте и современников, обратите внимание на литературные премии. Хотите выработать свой стиль, обратитесь к ярким представителям жанра: Виктория Токарева, Людмила Улицкая, Борис Акунин, Владимир Набоков, Евгения Замятин.

Хотите выйти из зоны комфорта, расширяйте кругозор и читайте трудные тексты. Это самое лучшее в развитии. На стол кладите:

  • «Школу для дураков» Саши Соколова;
  • «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева;
  • рассказ «Река Оккервиль» Татьяны Толстой.
  • «Сердце Пармы» Алексея Иванова.

В общем, произведений тьма, и я просто перечислила авторов, которые стилистически крайне талантливы.

4. Читайте не как читатель, а как автор.

Выделяйте интересные моменты, необычные эпитеты и сравнения. Отмечайте то, что, по-вашему, можно было бы изменить, и меняйте. Это прекрасная тренировка.

5. Учитесь писать хороший текст.

Учитесь как писатель, и, чему-то научившись, даже самой малости, вы в своём сознании повысите свой ранг: «Теперь я не просто пишу, я знаю о том, как это делается». Здесь неплохо бы обратиться к отечественным и зарубежным авторам и школам. Это очень важно и многими игнорируется, попробуйте сначала сами.

Попытайтесь нащупать свой текст, положитесь на заложенное в вас природой чутьё. Споткнитесь пару раз, разбейте коленки, только на собственном опыте можно действительно чему-то научиться и преодолеть ощущение симуляции происходящего.

Вы попробовали, вы ошиблись или не ошиблись, вы нащупали что-то своё, и только затем нашли подтверждение своим мыслям в теоретической литературе по писательству.

Ничто не повышает писательскую самооценку так, как соответствие собственных изысканий, например, чеховским правилам письма. Посоветую:

  • «Русский в Англии» Бориса Акунина;
  • «Морфология волшебной сказки» Владимира Проппа;
  • «Архитектура сюжета», «Создание арки персонажа» Кэти Мари Уэйланд. По крайней мере, эти ее романы переведены, и их можно найти.
Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.

6. Постарайтесь войти в контакт с другими авторами.

Выгоднее будет найти более опытного коллегу, согласного выдавать вам конструктивную критику. Это могут быть какие-то курсы. Но не вкладывайте в обучение непосильные средства на первых порах, обычно это плохо сказывается на оценке собственных достижений. В идеале найти что-то бесплатное по типу форума или чата по интересам.

Делитесь текстами, читайте работы коллег, обсуждайте их, корректируйте, спорьте, аргументируйте – активное обсуждение это прекрасно! Если не получается найти шабаш по душе, справляйтесь самостоятельно: анализируйте свои тексты или находите себе для тренировок чужие отрывки.

7. Просите реакцию читателей, если они есть.

Если нет – добудьте. Боитесь показывать себя, придумайте рандомный псевдоним (но посимпатичнее, вдруг вы сразу выстрелите) и пишите в группах ВКонтакте, где можно опубликовать своё творчество. Участвуйте в конкурсах на публикацию в мелких и крупных журналах, на литературной платформе «Литнет», находите там темы, на которые можно писать.

Даже «огрызочек» в четыре предложения, в который вы вложили свою душу, умения, знания, опубликованный в какой-то группе на 300 подписчиков, улучшает «авторское» самочувствие. Я уже молчу, если у вас есть 300-500-1000-5000-10000 подписчиков, которые откликаются на ваши произведения, пишут отзывы, хорошие или плохие – без разницы.

Если существует связь «автор-произведение-читатель», то существует и доказательная база того, что вы – не самозванец.

Пишите в «Литнет»! Не будьте как я, и изучите все тонкости заранее, подходите к публикации осмысленно. Не тыкайте пальцем в небо: проекты «Писатели «Литнет» и «Школа «Литнет» уже всё для нас расписали, остаётся только пользоваться, верить, любить себя и своё дело. Не бойтесь, читатели не набегут толпой сразу, они будут присматриваться. Ваше дело – добросовестно выполнять писательскую задачу и наслаждаться процессом.

8. Делитесь с друзьями, семьёй.

Получайте комплименты (а с токсичными не дружите), повышайте свою самооценку за счёт похвалы близких. Это даёт энергию для всего. Вы можете даже не говорить им, что вы писатель, просто читайте тренировочные задания в стиле: «Я тут настрочила от нечего делать».

Вместо заключения

Это всего лишь маленькая часть на пути преодоления синдрома самозванца, но каждый из этих пунктов сейчас мне очень помогает. Я знаю, что много работаю над собой, и знаю, что это – не симуляция. Продукт моей деятельности, включённое в мою писательскую жизнь окружение, мои читатели, мои ошибки, мой успех – это всё стрежень меня как писателя.

Верьте в себя, верьте в свои истории, совершенствуйтесь. Это не сложно, но и не просто, но результат оправдает любые ожидания.

Читайте книги Лики Вериор на литературной платформе «Литнет» 👈

Похожие статьи:

-3