В 2023 году Псково-Печерскому монастырю исполняется 550 лет со дня основания.
Известно, что в пещерах монастыря покоятся не только насельники, но и некоторые миряне, заслужившие такое право.
Первым из мирян был Михаил Григорьевич Мунехин по прозвищу Мисюрь
за заслуги в деле устроения обители. Первый дьяк во Пскове после того, как Псков вошел в состав Московского государства.
К сожалению, неизвестно, где и когда Михаил Григорьевич родился. О родственниках ничего не известно. Предположительно отцом Мисюря Мунехина был Григорий Мунехин, в 1470-90-е годы выступивший послухом в меновой в Суздале. В документах попадались имена: Иван Семенович Мунехин в 1577 г. служил в Выборе, Яков Иванович Мунехин – в 1588-1589 годы по боярским спискам в жильцах. Однако генеалогическая связь этих лиц с псковским дьяком не установлена.
Неизвестно также, откуда прозвище "мисюрь":
- так называли тогда на Руси и в Литве шапки с железной маковкой на темени;
- или потому, что побывал он в Египте, который назывался тогда Мисюрь, Минсюрь или Мисирь .
Иногда писали Мисюрь ("Египтянин") Мунехин.
В 1493 году государь Иван III Васильевич направил его
своим послом в Османскую империю.
Побывал Мунехин в Константинополе, на Афоне, в Иерусалиме, в Египте, Венеции и даже Риме. Будучи в Египте, прожил в Каире 40 дней и составил его описание, которое известно из собрания Федора Толстого "Софийские рукописи".
В 1501 году состоял приставом при после кафинского султана Мухаммед Ших-заде Алакозе.
Потом во Пскове, предполагается, он поделился со старцем Елеазаровского монастыря Филофеем своими записками о Египте, которыми старец Филофей воспользовался при составлении Хронографа (первой попытки систематизации исторических сведений) с включением описания Царьграда.
В 1510 году Мунехин был назначен в Псков
Василием III на должность дьяка при двух великокняжеских наместниках, где находился в этом качестве до 1528 года. Он практически занимался всеми административными и военными делами третьего по величине города России. И при этом пользовался уважением местного населения.
Предположительно, в Пскове жил он в районе Среднего города. Поместье Мисюря Мунехина располагалось в Коломенском на Волхове погосте Обонежской пятины (ПКНЗ)*
Наместниками были в то время Григорий Морозов и Иван Челяднин. А вторым дьяком – Андрей Волосатый, который занимался ямской службой.
За годы своей службы в Пскове Михаил Григорьевич часто наведывался в Псково-Печерский монастырь, помогал ему.
Архимандрит Алипий (Воронов) о Мунехине и преподобном Корнилии:
Государев дьяк Мисюрь Mунехин в то время стал часто ездить в маленькую Печерскую обитель, затерянную среди лесов, которая была беднее любого псковского погоста, и всячески помогал ей.
Можно предположить, что по своем приезде в Псков Михаил Григорьевич Мунехин сблизился с родителями преподобного и часто встречался с самим Корнилием. Будучи весьма просвещенным и благочестивым человеком, он не мог не оказать положительного влияния на формирование характера и взглядов юноши.
Зная о возникшем у Корнилия сильном желании посетить Псково-Печерскую обитель, Мисюрь Мунехин собирался захватить Корнилия с матерью при своей ближайшей поездке в монастырь.
...Это первое пребывание в Псково-Печерской обители окончательно решило судьбу преподобного Корнилия.
Однако, игумен псково-печерский Корнилий был очень скуп на похвалу
о деятельности Мунехина. Говорил о нем очень коротко: помогал. Дело в том, что игумен всегда негативно отзывался о деятельности московского правительства. Явно замалчивал и деятельность Мунехина на страницах летописи строевского списка.
Опущено, в частности, сообщение о том, что Мисюрь Мунехин вместе с наместником Великого князя водил войско псковичей под Бреслав, что заключал мир с немцами. Нет известия также о том, что он выступал посредником между Великим князем московским и ревельским архиепископом. Что "каменная стрельница" на Гремячей горе была построена "дьяком Мисюрею" по указу Великого князя.
Кстати, летописный текст «В лето 7033 (1525 год) повеле князь Василий Иванович своему дьяку Мисюрю Мунехину построить стрельницу каменную на Гремячей горе, над Псковою-рекою, на кручи, и того же лета сделаша тайник…» провоцировал в следующие века многочисленные попытки искать тайник с возможным кладом.
Мисюрь Мунехин вел оживленную дипломатическую деятельность по поручению Василия III
В 1517 году Мунехин сопровождал в Москве барона Сигизмунда фон Герберштейна, дипломата Священной Римской империи, который впоследствии оставил "Записки о Московии", написанные в 1549 году.
Был посредником в дипломатических переговорах Василия III с Альбрехтом фон Бранденбургом, последним (37-м) великим магистром Тевтонского ордена.
Общался и вел переписку со многими образованными людьми того времени. В частности, возможной была и его встреча в Египте с Леонардо да Винчи:
Выступал посредником между старцем Филофеем и Великим князем по вопросу теории Москва-Третий Рим.
Мунехину были адресованы три послания Филофея:
- Одно из них 1517 года – "Послание псковскому дьяку Михаилу Григорьевичу Мунехину"
- Второе 1521 года – "На противящихся Божьей воле"
- Третье 1524 года – "Михаилу Григорьевичу Мунехину против звездочетцев и латинян"
Первое послание носит скорее дружеский характер. Человеческое познание ограничено и осознание человеком действительности происходит по промыслу Божьему.
Второе – по случаю морового поветрия. В связи с мероприятиями, которые проводят Мунехин и наместник в борьбе с эпидемией: заграждение дорог, опечатывание домов с умирающими, запрет посещения больных священниками для совершения обряда покаяния и причастия перед смертью. Это последнее особенно возмутило старца Филофея.
Наместник Михаил Кислица, приказав запереть с обеих сторон Петропавловскую улицу, из города сбежал.
А второй наместник Петр Лобан–Ряполовский был в это время направлен воеводой в Воронич. И в итоге вся тяжесть борьбы с эпидемией легла на плечи Михаила Мунехина.
Многие священники обходили запрет и, рискуя своей жизнью, все-таки посещали дома заболевших. В итоге сами заражались и умирали. В летописи об этом есть упоминание, что "священного чина иноков преставилось и священников, и дьяконов бесчисленное множество".
Главной мыслью этого послания Филофея "На противящихся Божьей воле" было: не мы первые, не мы последние, и от карающей руки божьей никто идти не может. Значит, нужно обратиться к Богу со слезами и молитвами. И сейчас, мол, это особенно важно.
Причиной третьего было обращение Михаила Григорьевича к старцу Филофею по поводу послания, полученного им от любимого лекаря Василия III немчина Николая Булева. Который находился под влиянием утверждения астролога Иоганна Штоффлера о конце света 20 февраля 1524 года в результате великого потопа.
Прежде всего Филофей отвергает какое-либо значение астрологии, поскольку звезды как тела неодушевленные не могут оказывать влияния на судьбы людей или народов.
Астрологии он противопоставляет иное объяснение исторического процесса: причиной изменений является божественная воля, причиной падения царств — неспособность удержаться в истинной вере.
Латинской церкви противопоставляется Русская православная. И впервые появляется формулировка, ставшая основой теории Москва-Третий Рим.
В следующем материале вы найдете впечатлившее меня известие об одной из особенных причин присоединения Пскова к Московскому государству и роли Мисюря Мунехина в российской военной реформе.
Скончался Михаил Григорьевич внезапно 11 марта 1528 года и последний приют нашел в стенах Печерского монастыря, где был отпет и погребен в пещерах.
После смерти Михаила Григорьевича все бумаги его были сразу изъяты. При разборе архива был обнаружен обширный список взяток, которые дьяк раздавал нужным людям в Москве и Пскове. Похоже, это помогало ему налаживать жизнь псковичей и балансировать самому в отношениях с властью.
На место Мунехина во Псков был направлен дворцовый дьяк Владимир Племянников. «И быша по Мисюри дьяки частые и мудрые, а земля пуста», – с язвительной иронией замечает местный летописец.
* Писцовые книги Новгородской земли
Источники:
Дьяки псковской приказной избы в XVI веке. А. Ю. Савосичев. Псков. №19, 2003 г.
Если покажется интересным, отметьте, поделитесь с друзьями ). Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.