Найти в Дзене

Лестница в горы. В Москве воссоздана эскалаторная галерея на Воробьевых горах

«Лучше гор могут быть только горы…», кто ж спорит? А вот в Москве, наверно, самыми интересными и посещаемыми можно назвать Воробьевы горы. Там есть что посмотреть, где погулять, да и добраться легко – на метро до одноименной станции.

Станция Московского метрополитена Воробьевы горы (а до 1999 года – Ленинские горы) – одна из самых уникальных. Открытая 12 января 1959 года, она обустроена на нижнем ярусе Лужнецкого метромоста. Сделано это было для удешевления строительства. Изначально предполагался тоннель под Москвой-рекой.

Интересной особенностью явилось отсутствие остановок общественного транспорта у выходов из станции. По сути станция соединяет противоположные берега Москва-реки: левобережную Лужнецкую набережную и набережные правого берега: Воробъевскую и Андреевскую.

И если с «лужнецким» выходом все более-менее в порядке, то пассажиры противоположного выхода оказывались на крутом склоне холма, поросшего лесом. Добираться до остановки общественного транспорта пришлось бы по извилистым лесным тропинкам, что не комфортно, а в темное время жутковато.

-2
Дорожка от станции метро Воробьевы горы (фото из открытых источников)
Дорожка от станции метро Воробьевы горы (фото из открытых источников)

Эту проблему решили строительством эскалаторной галереи.

Строительство галереи. 1959 г. (https://pastvu.com/p/141157)
Строительство галереи. 1959 г. (https://pastvu.com/p/141157)

Галерея была открыта для пассажиров через полгода после открытия станции метро - 23 июля 1959 года.

Она вышла красивой и полезной. Пользовалась популярностью у жителей района, туристов, студентов МГУ. В сутки ей пользовались 1,6 тыс. пассажиров.

Эскалатор на ленинских горах, 1969 г. (https://pastvu.com/p/1360239)
Эскалатор на ленинских горах, 1969 г. (https://pastvu.com/p/1360239)

Ею гордились, ее фотографировали, даже снимали в кино.

Софи Лорен кадр из фильма «Подсолнухи», 1970 г. (фото из открытых Источников)
Софи Лорен кадр из фильма «Подсолнухи», 1970 г. (фото из открытых Источников)
У эскалатора на Ленинских горах, 1983 г. Заметьте как мало пассажиров.  (https://pastvu.com/p/38041)
У эскалатора на Ленинских горах, 1983 г. Заметьте как мало пассажиров. (https://pastvu.com/p/38041)

Радужные сосуществование архитектурно-транспортного симбиоза: станция метро-эскалаторная эстакада закончилось в 1983 году с закрытием станции на длительную, очень длительную (19 лет!!!) реконструкцию.

Видимо задача догнать и перегнать, помноженная на стремление удешевить и сэкономить привела к тому, что метромост к 1983 году потерял 60 % несущей способности. Станцию закрыли. Она была фактически построена заново и открыта только 14 декабря 2002 года.

А вот галереи не повезло вовсе…С закрытием станции «нескончаемый» людской поток превратился в речушку, потом в ручеек и тонюсенькую струйку. Жизнь в галереи еще теплилась до 1988 года. Тут еще и склон пришел в движение по направлению к реке…вместе с ним туда же отправилась и галерея, ее стены покрылись трещинами, и она постепенно пришла в аварийное состояние.

А тут и перестройка «подоспела», окончательно похоронив уникальный и нужный проект. Все три эскалатора и какие-либо элементы архитектуры были демонтированы, а в 2001 году верхний вестибюль снесён. Входы в оставшийся нижний вестибюль были замурованы, так что попасть внутрь галереи можно было только через оконные пространства и дыры в стенах. Так на карте столицы появилась еще одна «заброшка». А пассажиры метро на долгие годы были обречены совершать восхождение на Воробьевы горы.

Вот как эскалаторная галерея на Воробьевых горах выглядела в 2014 году (https://novikovski.livejournal.com/360468.html?view=4958228):

-8
-9
-10
-11

Разруха, мерзость запустения. Прямо скажем, жутковатая картина постапокалипсиса…

Но вот, 23 декабря 2022 года, свершилось! Не побоюсь это назвать чудом. После почти 40-летнего забвения галерея вновь приняла пассажиров.

Нижний вход в галерею. Январь 2023 г. (фото автора)
Нижний вход в галерею. Январь 2023 г. (фото автора)
Эскалаторы (фото автора)
Эскалаторы (фото автора)
Новогоднее настроение для посетителей галереи (фото автора)
Новогоднее настроение для посетителей галереи (фото автора)
Верхний вход. (фото автора)
Верхний вход. (фото автора)

Да, пока она не приняла открыточный вид, еще идут внешние отделочные работы и благоустройство территории, думаю, что к лету все работы будут закончены, но народ уже «потянулся».

-16
Еще ведутся работы. Январь 2023 г. (фото автора)
Еще ведутся работы. Январь 2023 г. (фото автора)

В рамках реконструкции в галерее были установлены три эскалатора российского производства длиной 68 метров, высота подъёма составляет 34 метра (это практически 10-ти этажный дом). Продолжительность поездки на эскалаторе составляет примерно 1,5 минуты.

Была проведена серьезная работа. Галерея по сути построена заново. А чтобы она опять «не отправилась в путешествие» в склон забили около 700 свай на глубину аж 30 метров.

Прогнозируемый пассажиропоток галереи в рабочие дни — 15 тыс. человек в день. В выходные, праздники и дни спортивных состязаний — больше на 20–30%.

Хочется сказать искреннее СПАСИБО всем, кто участвовал в воссоздании полезной интересной архитектурной изюминки Москвы!

А вот Вам прикол – так жителей перевозили из Лужников через Москву-реку во времена до исторического материализма.

Переправа в районе Лужников (https://dmitry-sasin.livejournal.com/180181.html)
Переправа в районе Лужников (https://dmitry-sasin.livejournal.com/180181.html)

Пишите комментарии, ставьте лайки и, разумеется, не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную статью.

Отдельное спасибо всем, кто дочитал!