Никак я не могу забыть историю трагичной гибeли собаки Некрасова в Чудовской Луке, где стоит памятник поэту и его любимцу.
Напомню. Трагeдия произошла на охоте, когда любимая женщина поэта yбила его любимую собаку. Подробнее об этом можно прочитать в статье ниже.
И вот этот памятник в имении Некрасова сподвиг меня поискать другие памятники писателям, где они запечатлены со своими четвероногими друзьями. Оказалось, что таких скульптур у нас в стране много.
Памятники Тургеневу
Иван Сергеевич Тургенев был не только прекрасным писателем, но и заядлым охотником. С ружьём и собакой он пешком исходил многие губернии центральной полосы. Этому увлечению, начиная с 12 лет, Тургенев отдал более сорока лет своей жизни. В поместье его матушки, где он периодически проживал, была псарня, где содержалось более ста собак. Из всех он выделял борзую, по кличке Диана. Когда она состарилась, писатель собственноручно похоронил ее под дубом в усадьбе. Потом было еще много собак, подаренных Тургеневу друзьями: пойнтер Дон-Дан от Некрасова, легавая Султан, с ним Иван Сергеевич охотился во Франции в компании Луи Виардо. Фламбо, Пиф, Зима, Ночка, Осень, Шамиль: и это далеко не все питомцы Ивана Сергеевича.
В родном городе писателя - Орле установлены два памятника, где Тургенев изображён вместе со своими собаками. Один был установлен в сквере на ж/д вокзале станции Орёл в 1958 году (его копия была находилась в Мценске, но не сохранилась). Выполнил памятник Л. И. Курнаков.
Другой орловский памятник писателю был установлен 23 июня 2011 года у туристического многофункционального комплекса "Гринн".
Есть памятник Тургеневу в Черкесске. Композиция изготовлена в Санкт-Петербурге главным скульптором Центра монументального искусства Сергеем Прелатом.
Писатель изображен среди своих книг, и с героиней одной из них - Муму. Памятники Муму без Тургенева, кстати, тоже очень часто встречаются. Один из них есть и у нас в Санкт-Петербурге.
Его открыли в Северной столице в 2004 году в честь стопятидесятой годовщины публикации рассказа "Муму" в журнале "Современник". Инициатором создания памятника выступил ресторан "Два Му". Создал его скульптор Арам Овсепович Аревикян. Об этом и других памятниках собакам в Санкт-Петербурге я писала в отдельной статье.
Есть памятник Муму в Москве на территории архитектурно-музейного комплекса "Тургеневский квартал". Памятник в сквере установили в 2018 году к двухсотлетию со дня рождения писателя.
Даже во Франции в городском парке Онфлёра можно увидеть памятник Муму. Но здесь Муму собака-русалка.
На памятнике надпись: "Му-му и всем жертвам любви". Бронзовую скульптуру, созданную художником Владимиром Цесслером, установили тут по инициативе Юрия Грымова, режиссера одноименного фильма.
Место выбрано не случайно: во-первых, Тургенев бывал в Онфлёре, где не раз встречался с французским писателем – писателем Ги де Мопассаном. Считается, что памятник Муму с русалочьим хвостом установлен именно на том месте, где доведенный до отчаяния Мопассан несколько раз пытался покончить жизнь самоyбийством.
Памятник Пришвину
Ещё одним страстным охотником был Михаил Михайлович Пришвин. Собак у него было много, но первой ему подарили немецкую овчарку по кличке Нерль. Ей он даже посвятил свой очерк "Натаска Нерли", в котором со знанием дела, описал процесс обучения охоте юной собаки. К сожалению, Нерль не оправдала надежд хозяина, не очень-то удавалась охота у Пришвина с ней. А вот другой пёс - сеттер Жалька, стал прекрасным охотником и верным товарищем Михаилу Михайловичу.
Ещё один памятник Пришвину с собакой открыт в селе Пальна-Михайловка, где расположено родовое гнездо Стаховичей, русских дворян, меценатов, общественных деятелей. М. М. Пришвин хорошо знал семью Стаховичей, а пришвинское Хрущево находилось в полутора километрах от их усадьбы.
Памятники Чехову
Ещё одним большим любителем собак среди писателей был Антон Павлович Чехов - автор знаменитой "Каштанки".
Однако первые животные в жизни писателя появились только в 1893-м году, когда окрепшая популярность позволила ему купить подмосковное село Мелихово. Там он завёл двух такс и назвал их Бром и Хина.
Но через 5 лет Чехов из-за ухудшения здоровья продал усадьбу, и это самым печальным образом сказалось на судьбе собак. Антон Павлович, уехавший в Крым, по его собственным словам, "умирать", животных с собой взять не мог, а сестра Мария, занимавшаяся делами по продаже имения, вынуждена была переехать в Москву. Бром и Хина остались на попечение прислуги. Собак, привыкших жить с хозяевами, отправили на общую псарню... Вскоре Хина сильно пострадала — в драке с дворовыми собаками ей вырвали глаз. Бром же одичал, заболел бешенством, и его пришлось пристрелить. Со смертью такс и продажей имения закончился и самый счастливый для Чехова мелиховский период, а писателю оставались недолгие три с половиной года…
На памятнике в городе Звенигороде, где Чехов некоторое время работал врачом, он изображен с собакой, но не с таксой.
Также есть много памятников знаменитой "Даме с собачкой" из рассказа Чехова.
Памятник Паустовскому
А вот Константин Георгиевич свою любимую таксу не бросил. Собаку подарила писателю его вторая жена: Валерия Валишевская-Навашина. Супруги жили тогда в эвакуации в Алма-Ате. Назвали собачку Фунтиком. Когда настал момент возвращаться в столицу, писатель оформил в ветеринарной лечебнице на песика все документы , которые могли понадобиться для поезда. Переносок тогда не было, и Паустовский приехал на вокзал с Фунтиком, укутав того шубой. Один из пассажиров в вагоне стал возмущаться присутствием собаки в поезде, но прозаику было чем крыть: у собаки был даже паспорт! Такса с хозяевами благополучно добралась до Москвы.
Но на памятнике, в Городском парке Тарусы писатель запечатлён с другим своим любимцем – собакой по кличке Грозный. Основой композиции послужила архивная фотография писателя.
Жизнь и творчество Паустовского тесно связаны с Тарусой, здесь писатель прожил более двадцати лет, здесь же он был похоронен.
Памятник Троепольскому
А в Воронеже есть композиция, посвященная писателю, драматургу и сценаристу Гаврииле Николаевичу Троепольскому (1905–1995) и его собаке сеттеру Лелю, который стал прототипом главного героя повести повесть "Белый Бим Чёрное ухо". За это произведение Троепольский в 1975 году был удостоен Государственной премии СССР.
Но до появления этого памятника в 1998 году в Воронеже во время праздника города на площади перед входом в местный Театр кукол был открыт памятник Биму работы местных скульпторов — лауреатов Государственной премии России Эльзы Пак и Ивана Дикунова. Троепольский консультировал мастеров и давал советы по созданию памятника, но до его установки, увы, не дожил.
Памятник Бунину
Также в Воронеже есть памятник Бунину с собакой. Решение об установке этого памятника было принято на уровне правительства России еще в 1990 году, к 120 летию писателя. Но долгое время с финансированием проекта были сложности. В итоге памятник был выкуплен у скульптора Бурганова банком "Воронеж" и подарен городу.
Открытие состоялось в 1995 году. Многие шутили, что Бурганов в пылу творчества перепутал Бунина и Тургенева. Конечно, из-за собаки. Дело в том, что у Бунина её не было. Да, собаки не было, но о ней мечталось:
Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила — и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.
Памятник Аксёнову
В Казани есть скульптурная композиция, посвященная писателю Василию Аксенову, но самого писателя на ней нет. Дело в том, что Аксёнов запретил ставить ему памятники. Поэтому официально арт-объект называется "Танцующий свинг" или "Ожидание". На вешалке – пижонское пальто и шляпа, зонт Василия Павловича, а на стуле - его любимая собака породы тибетский спаниель, которого звали Пушкин. Они ждут своего хозяина, ушедшего танцевать свинг. Авторы этого арт-объекта архитектор Ирина Аксенова и скульптор Асия Миннулина.
Памятник Довлатову
Ну и, напоследок, опять про памятник в Петербурге. Есть у нас на улице Рубинштейна необычный памятник Сергею Довлатову.
О нём я уже рассказывала в своей статье.
Ежегодно в Санкт-Петербурге проводится трехдневный фестиваль "День Д", посвященный писателю. И вот в день 80-летия Сергея Довлатова рядом с памятником установили стальную фигуру собаки писателя. Фигурку Глаши вырезал скульптор Вячеслав Бухаев, автор памятника Довлатову.
Глаша много лет жила в семье Довлатовых и эмигрировала с ними в США. Довлатов неоднократно упоминал ее в своих рассказах:
С каждым годом она всё больше похожа на человека. (А ведь не о любом из друзей это скажешь.) Когда она рядом, я уже стесняюсь переодеваться. Мой приятель Севостьянов говорит:
— Она у вас единственный нормальный член семьи...
Принес я её домой на ладони. Было это двенадцать лет назад. Месячный щенок-фокстерьер по имени Глаша. Расцветкой напоминает берёзовую чурочку. Нос — крошечная боксерская перчатка... Короче, Глаша была неотразима.
Примерно до года она казалась нормальной рядовой собакой. Грызла нашу обувь. Клянчила подачки. Воспитывали мы ее довольно невнимательно. Кормили чем придётся. Гуляли с ней утром и вечером минут по десять. Никаких "Дай лапу", никаких "Тубо" и "Фас! ". Зато мы подолгу с ней беседовали. И я, и мама, и жена. А потом и дочка, когда сама научилась разговаривать...
Так Сергей Довлатов в романе "Наши" писал о своей любимой собаке, которая семнадцать лет прожила в доме литератора.
Интересно, что вторая часть памятника - стальная доска с вырезанным абрисом собаки - установлена в сквере Довлатова на Загородном проспекте, 15.
Если вы знаете ещё памятники писателям и их собакам, пишите в комментариях!
Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё:
- Зачем я беру в путешествие своих дворняжек?
- Чем кормили служебных собак в России 100 лет назад? Удивительные факты!