Найти тему
Кабанов // Чтение

«Маяковский во весь рост» Георгия Шенгели (дуэль поэтов)

«Маяковский во весь рост» – это книжка Шенгели стала ответом на самоуверенность Маяковского. Современному читателю история их противостояния понравится. Оценочные комментарии Георгия Шенгели, психологический разбор строк и обвинение в бездарности. Он считал, что в 1927 году Маяковский уже утратил уникальность, безнадежно повторяет себя.

Полемика Владимира Маяковского и Георгия Шенгели интересна своей силой. Давайте, узнаем, в чем причина неприятия?

Г. Шенгели "Маяковский во весь рост", 1927, источник Яндекс картинки
Г. Шенгели "Маяковский во весь рост", 1927, источник Яндекс картинки

Шенгели о Маяковском

Книжка «Маяковский во весь рост» написана в 1927 году. Годом ранее в «Красной газете» появилась новость о том, что Маяковский написал негативную статью о Шенгели. Поэт отрицательно отозвался о книге Шенгели «Как писать статьи, стихи и рассказы». Маяковский постоянно вступал в споры на различных собраниях литераторов, отрицал «вредные» советы Шенгели и даже написал книгу «Как делать стихи?», которую противопоставил работе Георгия Аркадьевича.

Шенгели не оставался в стороне, он разбирал творчество Маяковского и оспаривал его в своих докладах. В книге «Маяковский во весь рост» Георгий Аркадьевич делает особый акцент на бездарности Владимира Владимировича на исследовательском поприще.

К слову, в 1914 году Шенгели восхищался Маяковским. В 1923 году они выступали вместе.
Г. Шенгели "Как писать стихи", 1926, источник Яндекс картинки
Г. Шенгели "Как писать стихи", 1926, источник Яндекс картинки

Что стало причиной раздора? Стремление к продвижению своих принципов в массы. Поэты хотели учить стихосложению своих современников, но взгляды на этот процесс у них кардинально различались. Шенгели указал, что причиной написания его работы стал труд Маяковского, которым все равно будут руководствоваться многие, а он абсолютно ничтожный.

Я думаю, что действительно настала пора повнимательнее рассмотреть, что представляет собою Маяковский как поэт. Во-первых, сейчас уже можно подвести итог его литературной работе, так как она фактически закончена. Талантливый в 14-м году, еще интересный в 16-м, теперь, в 27-м, он уже не подает никаких надежд, уже безнадежно повторяет самого себя, уже бессилен дать что-либо новое и способен лишь реагировать на внешние раздражения вроде выпуска выигрышного займа, эпидемии растрат, моссельпромовских заказов на рекламные стишки. Г.Шенгели

В. Маяковский "Как делать стихи", 1927, источник Янедекс картинки.
В. Маяковский "Как делать стихи", 1927, источник Янедекс картинки.

«Как делать стихи?» – это основанный на собственном поэтическом опыте «учебник для новичков», который сделал двух поэтов настоящими конкурентами. Шенгели уже выпускал книги по этой тематике, был профессором кафедры стиховедения. Такой сильный соперник не пугал Маяковского. Он стал провокатором в этой ситуации, а Шенгели решительно ответил на его вызов.

  • Позиция Маяковского. Отрицание традиционных принципов стихосложения, неприятие творчества прошлых лет. Он считал, что раньше ничего толкового не создавали. Его поэзия – вершина стихотворчества. Современным поэтам стыдно пользоваться ямбом и хореем в 20 веке. Творчество не приемлет правил, правила создают поэты самостоятельно.
  • Позиция Шенгели. Продвижение традиционных принципов стихосложения, приверженность к правилам, прославление творчества прошлых лет. Примером высокой поэзии считал классиков. Шенгели подчеркивал связь новой и старой поэзии. Призывал новичков следовать четким инструкциям, а уже потом пробовать писать свободные стихи.
Георгий Шенгели, Владимир Маяковский, фото, источник Янжекс картинки.
Георгий Шенгели, Владимир Маяковский, фото, источник Янжекс картинки.

Если вы знакомы с творчеством Маяковского, вы сразу поймете, почему позиция Шенгели раздражала Владимира Владимировича. Поздние стихи Маяковского – головоломка. Не все могут понять, о чем хотел сказать поэт.

Шенгели объяснял успех Маяковского потребностью аудитории в чем-то новом, свежем и грубом. Он – плохой поэт. Более талантливы, по мнению Шенгели, Брюсов, Блок, Ахматова, Есенин. Эпатаж, знаменитая желтая рубашка Маяковского – признаки неуверенности в себе, пустоты, которую он пытается прикрыть внешней мишурой.

Маяковский любил ставить себя в центр – это факт. Говорит ли это о его неуверенности в себе? У нас не получится точно ответить на этот вопрос. Но его творчество служит доказательством позиции эгоцентризма. Чего стоит одно только произведение «Человек». Во многих его работах мы можем увидеть фамилию, имя, отчество автора несколько раз.

Великие поэты, мыслители часто выставляются Маяковским не в лучшем свете. Сам поэт объяснял это борьбой за новое искусство.

Шенгели и Маяковский жили и творили в переломный период. Судьба их творчества разная, как и взгляды на стихотворчество. Интересно, что Маяковского сейчас знает каждый школьник, а о Шенгели многие даже не слышали.

Мы о Георгии Шенгели написали здесь:

Как вы думаете, можно ли считать победой Маяковского его посмертную славу? Или противостояние еще не окончено?