Многие воспринимают расстановки как экзотическое, эзотерическое направление, далекое от реальности и уводящее человека в область мистики и фантазий.
Этот метод называют феноменологическим, от слова «феномен», потому что процессы, происходящие в расстановке сложно объяснить. Одна из точек зрения, работает информационный поток, из которого можно «считать» информацию, используя естественные способности человека.
В расстановочной сессии можно выделить две стороны – это клиент, который предъявляет запрос на расстановку и заместители, которые непосредственно в расстановке участвуют. Руководит процессом психолог – расстановщик.
Расстановка помогает клиенту понять проблемную ситуацию, наблюдая за ней со стороны. Это снижает уровень стресса и отделяет от чувств. Иногда заказчик расстановки включается в нее в самом конце, иногда – так и остается наблюдателем. У него есть возможность записывать происходящее, чтобы затем прослушать «в спокойной домашней обстановке». И, может быть, неоднократно. Иногда клиенты рассказывают, что самое важное услышали «только с седьмого раза».
Одна из особенностей расстановок – заместительство. Когда участник группы соглашается «побыть заместителем», то есть, кем – то или даже чем – то из жизни главного героя – заказчика расстановки.
Наблюдателя может удивлять, иногда даже пугать, когда заместитель в расстановке начинает вести себя как совершенно другой человек - тот, на роль которого он назначен. Заместитель говорит словами человека, которого он замещает, и делает то, о чем никак не мог знать. Даже жесты и мимика совпадают. Более того, заместитель может передать состояние, мысли и чувства не только человека, но и животного, предмета, состояния, симптома и так далее. Фактически, заместитель может стать «всем, что угодно».
Одна из моих клиенток, назовем ее Лариса, сравнила расстановки с "Битвой экстрасенсов". Лариса разумная, взрослая женщина, уже много лет ведет успешный бизнес. Она оказалась на расстановках впервые.
Сходство расстановок с "Битвой экстрасенсов" действительно есть. Порой заместители так точно считывают информацию о замещаемом человеке, что возникает ощущение магии, мистики.
- Как, ну как они это делают? - удивляется Лариса. - Как девушка, которая «была мной в возрасте четырнадцати лет», смогла определить, что от семейных проблем я тогда ушла в фантазии, учебу, чтение романтических книг? Она сказала, что именно это помогло мне стать успешной. Ну, как такое возможно? Она ведь видит меня в первый раз. Другая женщина в одной из расстановок была в роли деда. Она сказала, что дед повесился. И это оказалось правдой. Как она это узнала? Этот механизм не укладывается у меня в голове. Отправьте этих людей на "Битву экстрасенсов", и они там победят!
Еще Ларису впечатлила история, когда одна из участниц группы захотела выяснить причину своего навязчивого страха. Заместитель страха сказал, что преследует не взрослую женщину, а мальчика лет десяти. Ко всеобщему удивлению, хозяйка страха призналась, что в возрасте десяти лет чувствовала себя мальчиком, и даже придумала для себя мужское имя, которым просила себя называть. И общалась она в тот период только с мальчиками.
Еще в одной расстановке заместитель главной героини долго смотрела «в пол», затем сказала, что чувствует себя девочкой лет шести и видит погибшую собаку. Со слезами на глазах заказчица расстановки сказала, что такая история, действительно, имела место. Ей было шесть лет, когда ее любимая собака погибла под колесами автомобиля.
Или совсем удивительная ситуация. Из роли «диабета», заместитель сообщила, что придает радость, «сладость» своей унылой хозяйке. А хозяйка симптома признала, что, действительно, все время пребывает в унынии, так как радость в ее роду запрещена. Зато из поколения в поколение передается болезнь – диабет.
Сама Лариса в предложенной ей роли «ничего особенного не почувствовала». Она вообще запретила себе чувствовать еще в детстве, потому что чувств было «слишком много». Много гнева, страха, печали. Девочка боялась, что не справится с «океаном чувств» и решила, что проще их «не замечать». Так у нее сформировалась «алекситимия», что в переводе с греческого означает затруднения в передаче, словесном описании своего состояния.
Для роли заместителя не нужно актерских способностей, им может стать любой человек.
У заместителей может быть разная степень чувствительности. Кто-то чувствует лучше или более эмоционален, у кого-то чувствительность слабее или человек эмоционально закрыт. Конечно, заместители могут вносить в расстановку и свою личную информацию, но, согласно многочисленным исследованиям, погрешность искажения ничтожно мала.
Когда человек приходит на расстановку с запросом – это понятно. И заместители, и ведущий группы работают на его запрос.
В чем же состоит ценность заместительства?
На мой взгляд, самая главная польза для заместителя - это получение чувственного опыта, развитие осознанности. Чувствительность и осознанность помогают адаптации и лучшему пониманию, как себя, так и других людей.
Для кого – то, опыт заместительства - это первый чувственный опыт, который помогает разморозить собственные чувства.
Чужая расстановка, эмоционально захватив заместителя, может вызвать «эффект резонанса». Таким образом, он может узнать и о своих проблемах. Через чужую ситуацию, можно прожить собственные чувства. Иногда заместители получают мощные инсайты, помогающие им самостоятельно решить свою проблему.
Иногда заместители боятся, что могут «взять что-то чужое из поля». Это невозможно, можно активизировать только своё. После расстановки необходимо провести деролинг - снять роль. Расстановки не рекомендуют делать людям с серьезными расстройствами психики.
В некоторых случаях может сложиться ощущение, что роль не снята, так как во время расстановки травма поднялась на поверхность. чувства активизированы, но, личная ситуация не разрешилась, вопрос не закрыт. В таких случаях необходимо разобраться с актуализировавшийся проблемой. Это можно сделать на личной терапии.
В заместительство на определенную роль не попадают случайно. Лариса, не имеющая навыка распознавать свои чувства, замещала и в расстановке такого же «логика». что соответствует ее собственной травме.
Таким образом, каждый, участвующий в расстановке, может получить для себя пользу. Кто – то как заказчик, кто – то, как заместитель.
Лично я влюбилась в метод расстановок «с первого взгляда». Эта любовь усилилась после обучения и личного опыта заместительства - участия во многочисленных ролях. Занимаюсь расстановками с 2005 - го года, почти двадцать лет. И это далеко не единственный метод моей работы. Но, точно знаю, что расстановки - один из наиболее эффективных, работающих методов терапии.
Автор: Милашина Ольга Георгиевна
Психолог, Кандидат психологических наук
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru