Найти тему
Слава Азаров

Контраст как композиционный прием

Контраст не только хорошо справляется с глубиной в кадре, но и является мощным инструментом композиции. На картине Александра Гине “Финляндский пейзаж”, взгляд сразу же устремляется на людей у берега, т.к. они выделяются на фоне неба за счет яркостного контраста. Люди являются композиционным центром картины. Возле них отсутствует высокая растительность и всё окружение нарисовано в низком контрасте. Ничего не отвлекает.

На картине Алексей Саврасова “Грачи прилетели”, чёрные грачи и их гнёзда сильно контрастируют на фоне светлых облаков с голубым небом. Сюда смещён цветовой и яркостный контраст. Грачи сразу же приковывают к себе внимание без какого-либо золотого сечения. Даже ветки берёз не отвлекают – они почти сливаются с фоном.

-2

На картине Василия Сурикова “Боярыня Морозова”, светлое лицо боярыни сильно контрастирует с её чёрной одеждой и толпой на втором плане. Можно заметить, что люди вокруг неё нарисованы с более низким контрастом. Подобран цвет одежды и тон лиц. Они совсем не отвлекают от героини.

-3

К краю картины увеличивается цветовой и яркостный контраст, но туда мы посмотрим в последнюю очередь. Всё действие вокруг боярыни на санях занимает большую площадь картины.

Разбить контраст можно с помощью источника света. Низкий контраст фона, на картине ниже, не отвлекает от главного действия картины, которое происходит в высоком контрасте. Всё что хотел рассказать художник освещено светом, предположительно из открытой двери.

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года.», Илья Репин
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года.», Илья Репин

При определённых обстоятельствах в пейзажной фотографии, например при низком солнце или переменной облачности, можно находить пучки света и разбивать фотографию по яркостному контрасту.

-5

Яркостный контраст можно усилить контрастом масштаба, как на другой картине Александра Гине “Берег моря”. Маленькие люди контрастируют с большими деревьями. Такой композиционный центр еще сильнее притягивает к себе взгляд. Попытки увести взгляд на другие части картины даётся с трудом.

-6

Мы даже не обращаем внимания на то, что передний план особо не прорисован, т.к. смотрим на людей у дерева. Вся история там.

Сам по себе контраст масштаба делает картину интереснее. Например, огромные деревья и маленькие люди:

«В Царскосельском парке», Семён Щедрин
«В Царскосельском парке», Семён Щедрин

Могущественные сосны и низкая рожь:

«Рожь», Иван Шишкин
«Рожь», Иван Шишкин

Весь абстракционизм построен на контрастах. Например, на контрасте цвета и размеров, как на картине Пита Мондриана “Композиция с красным, синим и жёлтым”, 1930г.

-9

В импрессионизме преобладает цветовой контраст.

Картина «Водяные лилии», Клод Моне
Картина «Водяные лилии», Клод Моне

По яркости здесь сложно что-либо разобрать.

-11

Я всегда стараюсь помочь композиции контрастом.

-12