Найти тему

Роман Михайлов, математик и кинорежиссер. Idol по-российски

NB! В статье будет немного математики.
С корейским кино почти все просто и понятно. Название страны «South Korea» занимает почетные места во всяких
рейтингах и обзорах, у которых есть хоть какие-то признаки беспристрастности.

Кино делается как хороший продукт масс-маркета: учитываем интересы публики и максимально качественно делаем фильм. Всем спасибо, все довольны, в т.ч автор этого блога. Посмотрела дораму «Король: вечный монарх», порадовалась, на всех заставках – актер Ли Мин Хо, саундтрек настроения «Я люблю вас так безумно».

С российским хорошим кино все не так... не просто не так, а в другой плоскости и перепендикулярно всему, просмотренному ранее.

Начнем с авторов...

Если почтенный читатель, глядя на этот портрет, подумает, что это уголовник и наркоман, то будет совершенно не прав, т.к. Роман Валерьевич Михайлов, российский математик, писатель, театральный и кинорежиссёр. А по совместительству: лауреат стипендии фон Неймана (Принстон, США), доктор физико-математических наук (докторская диссертация «Гомотопическая теория нормальных рядов в группах»), является автором более 70 научных работ, в том числе монографии и профессор Российской Академии наук (sic!).

Вот что он сам говорит о своих работах:

– Можешь как-нибудь объяснить на пальцах непосвященным вроде меня, каковы итоговые результаты твоей научной деятельности?
– Если обобщить, то в семидесяти работах сделал вот что. Первое: разглядел, что паттерны лежат в зазорах между явным и неявным. Паттерны – орнаменты, на них, как на скелет, нанизывается сложность. Второе: показал, что за первой бесконечностью находится насыщенный мир. То же самое, что везде: взял бедные миры и показал, что они пылают жизнью и полны тайных связей.

Если читатель ничего не понял, не пугайтесь... автор блога вместе с вами... Попытаюсь объяснить, что Роман Валерьевич не «гонит» (говорит глупости или нечто не соответствующее правде), а пытается абстрактные понятия объяснить простыми терминами.

Теперь пойдет математика...

– Порекомендуйте книгу, над которой вы рыдали.
«Математика», четвертый класс.

Это не анекдот, это жизнь. Именно в четвертом классе начинается настоящая математика, т.е. наука, полностью выстроенная на логике и абстрактных понятиях. Если с арифметикой все понятно, можно что-то показать на яблоках и грушах, то в средней школе появляются настоящие абстрактные понятия: точка, прямая, множество. Думаю, человек, который найдет способ объяснить, что такое «точка» всему человечеству, достоин какой-нибудь громадной премии. Пока есть только такое определение:

Точка – один из фундаментальных (неопределяемых) математических объектов.

Можно, конечно, начать с объяснения прямой, потом свести к точке:
«Точка – это торец прямой» – но будет цуцванг... объяснить понятие «прямая» будет не легче.

Теперь о среде обитания. Как минимум, основная часть человечества понимает, что мы живем в трехмерном пространстве.

Одномерное пространство (обозначим его X) – прямая, она имеет длину xi. Самая простая штука, которую понимают все. Приложили линейку, нашли длину.

Двумерное пространство (обозначим его Y) – это лист бумаги, положение точки задается двумя значениями xi и yi (xi, yi). Уже здесь начинаются трудности: построение графиков, выкроек, визуализация процессов...

Трехмерное пространство (обозначим его Z) – полноценный объем. Тут начинается кошмар и ужас. «Давай передвинем мебель!» – милая мелочь от человека, не имеющего пространственного воображения.

А вообще-то, мы мы живем в четырехмерном пространстве... у нас есть еще время. Фактически, наше бытие описывается какой-то функцией с четырьмя параметрами (x, y, z, t). Мы этого просто не замечаем. Фраза: «Я тебя люблю!» – в зависимости от скорости произнесения, говорит о разных чувствах: от «я люблю еще и тебя» до полыхающей страсти, т.е. нужно принимать в расчет, не только положение объекта, но и его поведение во времени.

Вообще-то, с пространствами, в которых объекты описываются большИм количеством параметров, мы встречаемся гораздо чаще. Только не понимаем о чем идет речь. Простой дамский пример – рейтинг помады. Цвет, химический состав, упаковка, цена, доступность покупки – уже пять параметров, нарисовать это нельзя, только как-то сложить в голове. Любая женщина, покупающая помаду, разбирается с этим.

О бесконечности. Множество
натуральных чисел – у них нет предела, это уже повод для коллапса мозга. К любому числу можно добавить единицу и множество не закончится. Звезда, планета, галактика и т.д. Астрономия, астрофизика, а потом: «тут примчались санитары и зафиксировали нас».

Теперь вернемся к Роману Валерьевичу Михайлову.
Я попыталась объяснить, на каком уровне восприятия мира он существует, если легко оперирует абстрактными понятиями, n-мерными пространствами и бесконечностью. Он утверждает, что не пьет, даже кофе... я ему верю на 150%, чтобы держать в голове такие сложные конструкции, нужно иметь абсолютно трезвые, здоровые мозги и понимать что-то чуть лучше, чем миллионы людей на планете. Цитата ниже отсюда.

Основная область практического применения ваших наработок сейчас – это криптография?
Уже довольно давно. Мы абстракционисты, наше занятие подобно поэзии, при этом у нас есть серьезное финансирование. Откуда? Потому что мы работаем над культурой, в которой существуют, в том числе, прикладники. В нужный момент они выхватывают готовый язык и создают в нем и шифры, и бомбы, и так далее. Им не надо проходить через создание новой культуры, они погружаются в готовую и выполняют заказ. Если убрать абстракционистов, то мир станет потребительским пространством нужд. Если финансировать только то, на что есть заказ в данный момент, то момент будет ускользать и все общество проиграет.

Когда человек, такого уровня понимания мира выходит в публичное пространство случается культурный шок. Потому, что все попытки понять, о чем он говорит, это положение человека из двухмерного пространства, пытающегося понять, что происходит в трехмерном. Как-то так...

Он очень не стандартный, там где нормальный человек фиксирует успех, с точки зрения 99,999% населения планеты, Михайлов начинает «куролесить». Вполне себе поведение достойное idola... в любой другой стране за ним бы гонялись папарацци. (отсюда)

– И еще ты продолжаешь отказываться от больших гонораров и грантов.
– Да. Ну и что? Отказываясь, тоже многое получаешь. К примеру, меня недавно позвали в одну страну работать в мощном научном центре на очень крупной позиции, с зарплатой около миллиона рублей в месяц (похожие предложения были из нескольких стран). Но я не могу туда поехать, мне это неинтересно — для меня само собой разумеется, что надо оставаться здесь. Да, и от уже полученного многомиллионного гранта тоже отказался, потому что нужно стремиться к честной жизни, а не к плаванью в качестве функционера. И от гонораров за театральные постановки по моим текстам тоже, кстати, воздерживаюсь, поскольку это лишнее, ведь все это писалось не для заработка. По-моему, это вполне естественно.

Откажется от гонораров или на спор будет участвовать в шоу, напишет книги или сделает театральную постановку.

А сейчас он отошел от дел и сделал кино. Если читателей, все еще не испугала тема этой статьи, то посмотрите фильм «Сказка для старых» (2021), который снимали, практически, без денег. Только не читайте отзывов и комментариев, особенно кинокритиков на зарплате. Попытки провести аналогии с Балабановым, показывают только то, что люди писавшие все это, не сделали малейших попыток понять, что хотел сказать автор своим произведением.

Смотреть его нужно чистым взглядом, не принимая в расчет все, что вы видели раньше, просто обнулите все предыдущие знания о кино. Это сборка смыслов, по версии математика. И еще... одна важная деталь, математики очень лаконичны, профессия обязывает четко формулировать мысли, поэтому в фильме нет ни одной лишней фразы или интонации.

... и вообще, лучше не читать статей о Романе Михайлове... только интервью с ним (тут), (тут) или (тут). Даже в этом случае он сможет рассказать о какой-то сборке видения мира, вполне возможно, что через год он либо дополнит, либо перевернет все вверх тормашками.

(постер отсюда)

Постер к фильму «Сказка для старых»
Постер к фильму «Сказка для старых»

P.S. Уже написала и опубликовала статью. Подумала, что без этих двух роликов сравнение idol'oв будет не полным. Когда будете смотреть, помните, что играет картами профессор Российской Академии наук.

Multi-talented Taehyung | V's hand trick |