Война - отец всех вещей, отец всего.
Гераклит.
Война - это путь обмана.
Сунь-цзы.
Некоторое читатели думают, что существует четкое различие между армейскими и народными боевыми искусствами, но если говорить чисто о технической составляющей именно дореформенного ушу, то иногда особой разницы и нет.
Вернее, она есть, и она огромная. Ибо есть отличие в целях и задачах. Но давайте по порядку.
Стратегия использует время и место, сюрпризы и различные уловки, чтобы перехитрить врага и достичь свих своих целей даже без реальных боевых действий.
В средневековом Китае армия организовывалась на "трех китах": на основе строевой подготовки, дисциплины и логистики.
Если мы возьмём для рассмотрения основную массу дошедших до нас произведений китайской военной философии, то увидим, что они в первую очередь уделяют этим вопросам, а еще больше - стратегии и тактики, подразумевая управление уже в какой-то мере обученным личным составом. Работы именно по необходимости сознательного обучения как рядового, так и командного состава, единичны. А вот мирские военные трактаты в массе своей рассматривают именно индивидуальную подготовку, при этом обычно цитируют и дополняют размышления по стратегии из трактатов известных военачальников.
Китайские же военачальники понимали: только хорошо обученная и дисциплинированная армия может победить в бою.
Поэтому строевая подготовка была очень важной частью подготовки китайской армии. Солдаты тренировались в формированиях и строях, чтобы быть готовыми к бою. Они учились двигаться вместе, синхронно выполнять команды и реагировать на изменения в боевой обстановке. В разные эпохи активно использовались различные сигнальные системы, методы распознавания отрядов и так далее. Это позволяло им легко перестраиваться и принимать решения в условиях боя. Самый известный трактат по данной теме - «Записки о военной подготовке» (練兵實紀 liànbīng shíjì) генерала Ци Цзигуана (戚继光 Qī Jìguāng, 1528-1588).
Это довольно объёмный трактат из девяти свитков и девяти глав с общим количеством статей 264 штук. Важность этого трактата показывает, что он неоднократно переиздавался за государственный счет при империи Мин (в 1597 и 1622 годах) и при империи Цин (в 1843, 1854 и 1895 годах). Там есть разделы, посвященные полевым сборам и различным учениям, от штабных до имитации боевых действий. Кроме того, там есть:
- правила тренировки шеренги из пяти солдат (練伍法 liànwǔfǎ);
- обучение храбрости и отваге (練膽氣 liàndǎnqì);
- наработка [разведчиков и осведомителей] слышать и видеть (練耳目 liàněrmù);
- тренировка рук и ног (練手足 liànshǒuzú);
Дисциплина и воинский порядок позволяет победить любое индивидуальное мастерство.
Дисциплина также играла важную роль в китайской армии. Солдаты обязаны были без раздумий следовать строгим правилам и приказам, чтобы сохранить единство и взаимную координацию подразделений координацию в бою. Нарушение дисциплины могло привести к серьезным последствиям, включая наказание или даже смерть. Причем, не только самих солдат, но и их родственников. Но об этом чуть ниже...
Логистика была третьей важной частью организации китайской армии. Это та составляющая, без которой попросту погибнет любая, самая хорошо обученная и дисциплинированная армия. А в численных масштабах китайских армий - это была очень и очень непростая задач.
Для того, чтобы успешно выполнять свою боевую задачу, солдаты должны были быть хорошо снабжены едой, оружием и другими необходимыми ресурсами.
Поэтому, кроме приучения солдат к дисциплине и умению держать строй, китайские военачальники заботились о том, чтобы у армии был доступ к свежей воде и пище, полноценному отдыху и медицинской помощи.
В целом, строевая подготовка, дисциплина и логистика были ключевыми элементами организации китайской армии в Средневековье. Именно они, а не только умение действовать копьем и стрелять из лука, позволяли армии быть готовой к бою и эффективно действовать на поле боя.
В рамках понимания постоянного взаимовлияния и взаимопроникновения "армейского" и "народного" ушу надо кое-что пояснить...
Во многих регулярных армиях основной личный состав составляли крестьяне. Многие столетия существовала система баоцзя, т.е. группировка дворов деревни на бао и цзя с введением круговой поруки (保甲bǎojiǎ) - в Древнем Китае набор рекрутов происходил на основе системы организации крестьянских хозяйств в по пяти и десяти дворам. В каждом домашнем хозяйстве был обязательный рекрут, который должен был служить в армии в течение определенного периода времени. Эта система была не только базисом для набора рекрутов, но и своего рода системой дисциплинарного контроля, когда за позорное поведение, сдачу или бегство в бою возмездие приходило к оставшимся в деревне родственникам.
Кроме того, богатые землевладельцы могли нанимать личных солдат, которые служили в их личной армии.
Во время правления династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) была создана система "боевых единиц", которая позволяла набирать рекрутов из различных социальных слоев населения. Эта система основывалась на принципе "один мужчина из каждой деревни", что позволяло распределить нагрузку на службу в армии равномерно между различными регионами и слоями населения.
Также в Древнем Китае существовала система "избранных солдат", которые набирались из числа наиболее подготовленных и дисциплинированных рекрутов. Эти солдаты получали дополнительное обучение и оборудование, что делало их более эффективными на поле боя.
В целом, набор рекрутов в Древнем Китае основывался на системе обязательной службы для определенных категорий населения и найме личных солдат богатыми землевладельцами, чиновниками и аристократами. Многие солдаты из крестьян затем получали должности, успешно побеждая врага, причем многие из них уже были очень сильными бойцами до поступления в армию. За счет именно бесконечного цикла призыва рекрутов и последующего возвращения ветеранов происходил постоянный обмен знаниями и опытом между армейской и гражданской средой.
В древнем Китае боевые искусства были неотъемлемой частью армейского обучения. Рекрутов периодически в мирное время вызывали на специальные сборы, где они получали обучение в различных стилях боевых искусств. Однако важно понимать, что они там учились не только технике владения оружием, но и стратегии, тактике и психологии боя:
Конфуций сказал: «Если вы не учите людей сражаться, вы говорите, что бросаете их.
«Цаолу Цзинлуэ» («Трактат соломенной хижины»)
Основатель империи Мин решил изменить прежний подход подготовки резервистов: все население было разбито на две категории, гражданские и военные дворы.
Военные дворы получили некоторые льготы, были освобождены от налогов, но взамен должны были обеспечивать армию: из каждого десятка совершеннолетних мужчин трое должны были постоянно быть приписанными к ополчению, а остальные выполняли сельхозработы на благо обеспечения армии.
В то же время по социальному статусу военные дворы также были ниже, чем обычные гражданские дворы, что влияло даже на браки меж представителями этих социальных групп, и порой приводило к миграциям, бегству таких семей со своего постоянного проживания в поисках лучшей доли. Но постепенно такая обязанность становилась наследственной, но окончательному становлению воинского сословия помешало много факторов, в основном социальных и экономических. Однако именно эти военные семьи цзюньху (军户 jūnhù) затем и стали движущей силой развития народного ушу:
...развитие фехтования именно как искусства произошло в первую очередь благодаря гражданским, не связанным военной необходимостью держать строй...
Подводя итог...
Народные боевые искусства издавна были неотделимой частью культуры и образа жизни Древнего Китая. Они были тесно связаны с различными повседневными правлениями китайского быта и культуры, с религией, философией и медициной. Есть мнение, что во многом они были разработаны для заработка себе на жизнь и пропитание улучшения здоровья, укрепления тела и духа, а потом уже для самообороны.
Армейские же боевые искусства были более ориентированы на войну. Они были разработаны для эффективного применения в бою, были проще и требовали меньше времени для обучения новобранцев, и обязательно включали в себя тактические приемы и стратегии.
Однако, несмотря на различия между народными и армейскими боевыми искусствами, сложно отрицать у них общие корни и постоянно взаимное влияние. Боевые искусства прежнего Китая были не только инструментом войны, но и частью культуры и образа жизни.
Нельзя отрицать, что у народных и армейских боевых искусств всегда были свои уникальные особенности, но также у них было много общего.
В общем, как говорил Генерал Ци Цзигуан:
У человека нет двух физических тел, поэтому ученый и воин - это не два отдельных Пути.
Вот если кратко, то примерно так. Надеюсь, удалось ответить на вопрос. Если что-то ещё непонятно, обращайтесь!
P.S. Кстати, спасибо всех, кто посетил нас на фестивале "Времена и эпохи"! Особенно тем, кто был не с пустыми руками...
До сих пор с парнями вспоминаем с теплотой.
Дм. Моисеев, СПб - 2023