В 816 году после поражения пятилетней давности Византия заключала с болгарами договор и долго жила с ними в мире. Состояние дружбы и взаимопонимания закончилось в 860-е годы. Тогда ромеи одержали весомую победу над арабами в битве при Посоне на севере современной Турции. Избавление от арабской угрозы на востоке позволило имперскому правительству сосредоточиться на соседней Болгарии.
Сложности геополитики
Пристальное внимание к Болгарии, которая оставалась тогда языческой страной, было вызвано намечавшимся союзом между болгарским ханом Борисом и Людовиком Немецким ради совместного раздела Моравии. Кесарь Варда и его окружение заняли воинственную позицию, поскольку, как пишет Дж. Харрис в своей книге о Византии, ""решили, что этот альянс грозит усилением франкского влияния в регионе, который Константинополь считал по праву своим".
Варда ведет наступление
Через год после разгрома арабов в Малой Азии ромейская армия двинулась на Балканы и подошла к границе с Болгарией. Флот кесаря Варды в это время курсировал вдоль берега Черного моря.
В отличие от 811 года, Варда демонстрировал непримиримую решительность, а хан Борис хотел бы, но не мог ответить ему тем же. В Болгарии царил в то время голод, и в сложившихся обстоятельствах дать императору достойный отпор страна не могла. Борис решил не рисковать без крайней необходимости и предложил начать переговоры.
Гнев на милость
Варда приятно поразил болгарского хана, приняв его предложение. Он становил свои войска. Византийцы не стали разрушать и разорять Плиску, как это пытался сделать в свое время Никифор I.
Напротив, война закончилась, фактически, не начавшись. Варда не потребовал от болгар территориальных уступок и даже не стал увеличивать дань, как это принято делать с побежденными. В качестве единственного условия договора кесарь предложил Борису принять христианство из рук константинопольской церкви и отказался от союза с франками. Борис подумал и согласился.
Крещение болгарского хана
На следующий год в Плиску из Византии прибыл епископ, крестить хана. Патриарх Фотий прислал ему длинное письмо с наставлениями. Новообращенный христианин Борис серьезно воспринял свой новый религиозный статус и начал строить возле своего дворца церковь.
Фотий и Варда довольно потирали руки. Казалось бы, правительство понесло большие траты на несостоявшуюся толком войну, но император и глава конфессии знали, что овчинка стоит выделки.
"Крестным отцом Бориса стал император Михаил и, приняв это, Борис фактически признал над собой власть императора и союз его государства с Константинополем, а не с Восточно-Франкским королевством", пишут историки.
Точка превращается в запятую
Крещение Бориса стало большой внешнеполитической победой византийского двора. Есть подозрение, что Борис уже ранее интересовался христианством, и благие зерна легли в подготовленную почву. Не случайно, позже он отрекся от престола и стал монахом. Но кроме личных религиозных убеждений в дело вмешивалась большая политика.
Очень быстро Борис начал опасаться, что поспешная христианизация может поссорить его с народом. Многие в стране продолжали настаивать на сохранении язычества. Многим не нравился отказ от союза с франками. Прибывшие из Константинополя священники воспринимались как агенты императора, чье стремление вернуть Болгарию в лоно Византии не являлось секретом.
Казни и политические маневры
Не прошло и нескольких месяцев после крещения хана, как в Плиске вспыхнул серьезный бунт. Борису пришлось казнить 52 зачинщика вместе с детьми. Поступок явно не в духе нагорной проповеди Христа, но таковы уж правила, установленные жизнью - вера отдельно, поступки отдельно.
Казнив своих противников, Борис вынужден был показать обществу, что не позволит установиться в стране византийскому господству. Для этого он предложил, чтобы у новой Болгарской церкви был собственные патриарх. Когда церковники из Константинополя отвергли его просьбу, хан-христианин отправил в Рим послов с предложением к Папе прислать своих миссионеров на смену византийским.
P.S.
Со временем византийская церковь и, в целом, влияние Константинополя победили в Болгарском царстве. В известной степени это случилось из-за географической близости Болгарии и Византии. Рим был относительно далеко, а болгарам приходилось учитывать наличие могущественного соседа.
В 870 году Борис согласился, что Болгарскую церковь возглавит архиепископ, а не патриарх, в достаточной степени независимый от византийского центра. Частично Борису помог Людовик Немецкий. После вторжения франков в Моравию оттуда к болгарам перебралась большая группа византийских священников, говоривших на славянских языках и имевших с собой тексты богослужений и священного Писания на церковнославянском языке.
Борис поручил им проповедовать новую религию, и получалось так, что они это начали делать по его воле, а не по указке из Константинова града. Отдельные очаги Болгарии (как город Охрид) стали превращаться важные центры славянской христианской культуры.
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новую статью
О неточностях и опечатках сообщайте автору