Найти тему
ИстПросвет

Как кесарь Варда и патриарх Фотий уговорили болгар принять христианство

Оглавление

В 816 году после поражения пятилетней давности Византия заключала с болгарами договор и долго жила с ними в мире. Состояние дружбы и взаимопонимания закончилось в 860-е годы. Тогда ромеи одержали весомую победу над арабами в битве при Посоне на севере современной Турции. Избавление от арабской угрозы на востоке позволило имперскому правительству сосредоточиться на соседней Болгарии.

Сложности геополитики

Пристальное внимание к Болгарии, которая оставалась тогда языческой страной, было вызвано намечавшимся союзом между болгарским ханом Борисом и Людовиком Немецким ради совместного раздела Моравии. Кесарь Варда и его окружение заняли воинственную позицию, поскольку, как пишет Дж. Харрис в своей книге о Византии, ""решили, что этот альянс грозит усилением франкского влияния в регионе, который Константинополь считал по праву своим".

Битва при Посоне. Иллюстрация из Мадридской рукописи "Хроники" Иоанна Скилицы
Битва при Посоне. Иллюстрация из Мадридской рукописи "Хроники" Иоанна Скилицы

Варда ведет наступление

Через год после разгрома арабов в Малой Азии ромейская армия двинулась на Балканы и подошла к границе с Болгарией. Флот кесаря Варды в это время курсировал вдоль берега Черного моря.

В отличие от 811 года, Варда демонстрировал непримиримую решительность, а хан Борис хотел бы, но не мог ответить ему тем же. В Болгарии царил в то время голод, и в сложившихся обстоятельствах дать императору достойный отпор страна не могла. Борис решил не рисковать без крайней необходимости и предложил начать переговоры.

Гнев на милость

Варда приятно поразил болгарского хана, приняв его предложение. Он становил свои войска. Византийцы не стали разрушать и разорять Плиску, как это пытался сделать в свое время Никифор I.

Напротив, война закончилась, фактически, не начавшись. Варда не потребовал от болгар территориальных уступок и даже не стал увеличивать дань, как это принято делать с побежденными. В качестве единственного условия договора кесарь предложил Борису принять христианство из рук константинопольской церкви и отказался от союза с франками. Борис подумал и согласился.

Руины древней Плиски
Руины древней Плиски

Крещение болгарского хана

На следующий год в Плиску из Византии прибыл епископ, крестить хана. Патриарх Фотий прислал ему длинное письмо с наставлениями. Новообращенный христианин Борис серьезно воспринял свой новый религиозный статус и начал строить возле своего дворца церковь.

Фотий и Варда довольно потирали руки. Казалось бы, правительство понесло большие траты на несостоявшуюся толком войну, но император и глава конфессии знали, что овчинка стоит выделки.

"Крестным отцом Бориса стал император Михаил и, приняв это, Борис фактически признал над собой власть императора и союз его государства с Константинополем, а не с Восточно-Франкским королевством", пишут историки.

Точка превращается в запятую

Крещение Бориса стало большой внешнеполитической победой византийского двора. Есть подозрение, что Борис уже ранее интересовался христианством, и благие зерна легли в подготовленную почву. Не случайно, позже он отрекся от престола и стал монахом. Но кроме личных религиозных убеждений в дело вмешивалась большая политика.

Очень быстро Борис начал опасаться, что поспешная христианизация может поссорить его с народом. Многие в стране продолжали настаивать на сохранении язычества. Многим не нравился отказ от союза с франками. Прибывшие из Константинополя священники воспринимались как агенты императора, чье стремление вернуть Болгарию в лоно Византии не являлось секретом.

Казни и политические маневры

Не прошло и нескольких месяцев после крещения хана, как в Плиске вспыхнул серьезный бунт. Борису пришлось казнить 52 зачинщика вместе с детьми. Поступок явно не в духе нагорной проповеди Христа, но таковы уж правила, установленные жизнью - вера отдельно, поступки отдельно.

Казнив своих противников, Борис вынужден был показать обществу, что не позволит установиться в стране византийскому господству. Для этого он предложил, чтобы у новой Болгарской церкви был собственные патриарх. Когда церковники из Константинополя отвергли его просьбу, хан-христианин отправил в Рим послов с предложением к Папе прислать своих миссионеров на смену византийским.

Хан Борис (коллаж на тему статьи)
Хан Борис (коллаж на тему статьи)

P.S.

Со временем византийская церковь и, в целом, влияние Константинополя победили в Болгарском царстве. В известной степени это случилось из-за географической близости Болгарии и Византии. Рим был относительно далеко, а болгарам приходилось учитывать наличие могущественного соседа.

В 870 году Борис согласился, что Болгарскую церковь возглавит архиепископ, а не патриарх, в достаточной степени независимый от византийского центра. Частично Борису помог Людовик Немецкий. После вторжения франков в Моравию оттуда к болгарам перебралась большая группа византийских священников, говоривших на славянских языках и имевших с собой тексты богослужений и священного Писания на церковнославянском языке.

Борис поручил им проповедовать новую религию, и получалось так, что они это начали делать по его воле, а не по указке из Константинова града. Отдельные очаги Болгарии (как город Охрид) стали превращаться важные центры славянской христианской культуры.

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новую статью

О неточностях и опечатках сообщайте автору