В предыдущих статьях я рассказал о Староладожской крепости и о монастырях, стоящих с двух сторон крепости. Здесь я расскажу о множестве других достопримечательностей, которыми так богата Старая Ладога.
Около крепости расположен автомобильный мост, по которому главная улица Старой Ладоги – Волховский проспект пересекает речку Ладожку (Елену). Сразу за мостом от Волховского проспекта отходит вправо Варяжская улица, про которую говорят, что это самая старая в России действующая улица. Её название и стоящие на ней памятники напоминают о полулегендарных временах призвания варягов и о том, что Старая Ладога, которая тогда называлась просто Ладогой, возможно, была первой столицей молодого русского государства. В первой русской летописи, «Повести временных лет», говорится, что в 6370 году от сотворения мира (862 год от Рождества Христова) славянские и финские племена, жившие на северо-западе современной России, призвали варягов (русь) управлять ими. Приехали три брата Рюрик, Синеус и Трувор со своим родом и дружиной. Рюрик стал княжить на Волхове (возможно сначала в Ладоге, а потом в Новгороде), Синеус на Белоозере, а Трувор в Изборске. Вскоре Синеус и Трувор умерли, Рюрик стал единоличным правителем и перенёс свою столицу из Ладоги в новый город Новгород. Рюрик основал династию, которая правила нашей страной 736 лет. Последним рюриковичем был царь Фёдор Иванович, сын Ивана Грозного, умерший в 1598 году.
Геральдическим символом Рюрика был сокол. И в начале Варяжской улицы на большом валуне стоит бронзовая фигура сокола, распростёршего крылья и готового взлететь.
За соколом на Варяжской улице стоит очень интересный памятник князьям Рюрику и Вещему Олегу работы скульптора Олега Назировича Шорова.
Рюрик изображён не воином, не в воинских доспехах, как обычно принято, а государственным деятелем. В правой руке он держит какой-то документ. О Вещем Олеге надо сказать несколько слов. Согласно «Повести временных лет», умирая, Рюрик оставил опекуном малолетнего сына Игоря своего родственника Олега. Олег стал первым объединителем Руси. Из Новгорода он совершил поход по знаменитому «пути из варяг в греки», и захватил важнейшие города, стоящие на этом пути, Смоленск, Любеч и Киев. Правда для этого пришлось предательски убить киевских князей Аскольда и Дира. Киев Олегу понравился, он перенёс туда свою столицу, и сказал, что Киев будет «матерью городов русских». Так возникла Киевская Русь, объединившая всех восточных славян. В 907 году Олег совершил поход на Константинополь, тогда крупнейший и богатейший город Европы и Азии, столицу Византийской империи. На Руси Константинополь называли Царьградом. Город Олег взять не смог, но принудил византийцев заплатить дань, заключил с ними выгодный Руси торговый договор, и даже прибил свой щит к городским воротам. Этот успех произвёл на киевлян такое большое впечатление, что Олегу дали прозвище Вещий, то есть знающий будущее. Правда, многие историки пишут, что нигде, кроме «Повести временных лет», в том числе в подробнейших византийских хрониках, это событие не упоминается.
Памятник изображает Олега воином в доспехах, левой рукой он опирается на меч. Оба князя придерживают большой круглый щит. Первоначально скульптор Шоров, не будучи специалистом-историком, планировал изобразить Олега с каплевидным щитом, таким же, как держит Рюрик на новгородском памятнике «Тысячелетие России».
Но вмешался профессор Анатолий Николаевич Кирпичников (1929-2020), много лет руководивший археологическими раскопками в Старой Ладоге. Он знал то, чего ещё не знали создатели памятника в Новгороде. Каплевидные щиты появились много позже, а во времена Рюрика и Олега щиты были круглыми.
Дальше за памятником Варяжская улица приведёт нас к Успенскому девичьему монастырю, о котором я уже писал. Правда ворота монастыря, выходящие к Варяжской улице, всегда закрыты и войти можно только с Волховского проспекта.
Примерно напротив Успенского монастыря на противоположной стороне Волховского проспекта, на некотором от него удалении расположено староладожское кладбище, где стоит церковь Алексия. Архитектура церкви довольно необычна.
Вскоре за Успенским монастырём Волховский проспект становится Позёмской улицей и проходит мимо Малышевой горы, на которой стоит церковь Иоанна Предтечи, построенная в 1695 году. Этот храм – это всё, что осталось от некогда существовавшего Ивановского монастыря. От церкви можно спуститься с обрывистого берега по бетонной лестнице и увидеть Святой источник Параскевы Пятницы.
За Малышевой горой Позёмская улица выходит на северную окраину Старой Ладоги. Здесь расположены рукотворные курганы, или сопки. Это погребальные сооружения VIII – X веков, под курганами хоронили знатных жителей Ладоги.
Один из курганов считается могилой Вещего Олега. В «Повести временных лет» так описывается смерть Олега. Однажды Олег спросил кудесника (предсказателя будущего), скоро ли он умрёт? Кудесник отвечал, что умрёт Олег ещё не скоро, но умрёт от своего любимого коня. Тогда Олег приказал увести коня, чтобы он его никогда больше не видел, но велел кормить коня и заботиться о нём. Через несколько лет Олег поинтересовался судьбой коня. Ему ответили, что конь уже умер. Князь захотел увидеть останки коня, от которого остались уже только кости. Когда Олег стоял над скелетом коня, из черепа коня выползла ядовитая змея и укусила князя. От этого укуса Олег умер. Кудесник оказался прав.
Эта легенда стала сюжетом баллады Пушкина «Песнь о Вещем Олеге». Правда, и в «Повести временных лет», и у Пушкина, дело происходит в Киеве. Но новгородская летопись утверждает, что Олег умер на Волхове, в Ладоге. И в Киеве, и в Старой Ладоге есть место, называемое Олеговой могилой. Так что у Вещего Олега две могилы!
С курганов открываются потрясающие виды на Волхов, Старую Ладогу и крепость.
Эти места очень любил Николай Константинович Рерих. Возможно, именно эти пейзажи вдохновили его на написание картины «Заморские гости». Прямого сходства изображённого на картине с берегами Волхова нет, но характер местности очень похожий – широкая река (или пролив), холмистые берега, крепость вдалеке на высоком холме…
Заметим, что ладьи заморских гостей Рерих украсил каплевидными щитами, такими же, как у Рюрика на памятнике «Тысячелетие России». Разумеется, он тоже не знал, что такие щиты появились значительно позже.
Публикации моего канала перечислены здесь.