Решил написать этот пост в качестве ответа вот этому посту - вспомнилось, как в уже далеком 2018 году сам ездил в Крым на 2 колесах. Надо сказать, что поездка была очень запоминающейся - вроде и прошло уже примерно 4 с лишним года, а все еще хорошо помню практически каждый момент той поездки. Вот и решил - а чего б не поделиться.
Вообще, идея поездки в Крым на велике для меня была не нова. Я в районе 2014 года даже пробовал это сделать, тогда еще на обычном педальном байке мерида кроссвей 100, но не сложилось из за ряда технических проблем и неопытности. Вообще, велосипедами я увлекался года так с 2010, причем мне были интересны 2 направления - велотуризм и электровелосипеды, и какое то время они гармонично сосуществовали - я то ставил двигатель на вел, то снимал его, то ездил в коротенькие поездки на чисто педалях, то пробовал заюзать электроверсию для каких то поездок - словом, это было время типичного поиска себя в рамках увлечения. Постепенно, однако, я все же определился, что чисто педальный велосипед мне скучноват, и увлечение пошло по электрическому сценарию - я собрал себе отличный легкий подвес с электротягой, который хорошо сочетал в себе как педальный, так и электрический привод. Почитать о нем можно в этой темке - тут я подробно описал его изготовление.
В общем и целом, с появлением электробайка, способного проехать на одном заряде 235км, я вернулся к идее скатать в Крым на велосипеде. Ничего удивительного - к тому моменту я ездил на велосипеде на работу (130км в день каждый рабочий день, кроме дождливых или снежных), ездил на нем по магазинам, в ПВДшки... короче говоря, 100, 200, 300км уже не ощущались вообще сколь либо значимыми дистанциями.
В общем, стал я готовиться к поездке с зимы. Просто ездил как можно чаще, готовил технику, купил подходящую резину. Мой отец тоже решил съездить на море, и мы решили поступить следующим образом - я еду отдельно, он на машине - отдельно, уже на месте встречаемся, а обратно едем совместно, погрузив байк в машину. В общем, неплохой план. Ехать решил в мае, точно не помню почему так, вроде было завязано на отпуск и погоду. Ну и, постепенно, время подошло. Правда, из за форсмажора с работо время выезда сместилось аж на 2 суток (предполагался выезд за 5 дней до выезда машины, а старт де факто получился за 3 суток).
Стартовал я в тот день очень рано - у меня было всего лишь 3 суток, и планировал я так - 3 дня по 500км, ночую в керчи, утром машина стартует и едет сутки - и я еду сутки - по итогу встречаемся в районе Ялты. Как обычно, у меня был дурацкий мандраж - я едва запихнул в себя сладкое какао и булку. Утро было офигенное - холодное, зябкое, свежее, пахло росой, лесом. Это определенно лучшее ощущение для старта! Стартовал я чисто на педалях, чтобы размять и подготовить мышцы к работе и выехать из города без потерь энергии на старт-стоп. После чего вышел на трассу и бодро покатил к м4 через бетонку. Постепенно разминая мышцы и набирая обороты педалями, привел в тонус мышцы ног, и где то через полтора часа выезда, при съезде на м4, я уже полностью пришел в кондицию и размялся. Ехать в 4 утра было шикарно - прохладно и нулевой трафик, на бетонке я был практически один - проезжали то редкие легковушки, то мелкие грузовички развозящие продукты по магазинам.
В 5 30 я уже добрался до своей знакомой М4, и, смело нарушив знак *автомагистраль* выкатил на трассу. Был штиль. Воздух был все еще прохладен, пахло росой, изредка шумели все еще очень редкие автомобили. Окончательно согревшись от педалирования, и уже подкатив к Оке, я скинул куртку оставшись в длинных штанах и футболке. было около 15 градусов, 7 утра, и машин постепенно становилось больше, а воздух прогревался. Как всегда, я не сдержался и тормознул перед долиной Оки, зафоткав долину реки - очень люблю этот вид на М4. Ну и показатели *для истории*.
По ним видно что шел я довольно бодро, преодолев за менее чем 3 часа 113 км. А ведь когда то, будучи на педальном байке, я доезжал до сюда целый день... Шел я, как вы понимаете, на круиз контроле 40 кмч. 10втч км оказались, к слову, самым большим расходом за всю дорогу. Сразу оговорюсь, что все показатели всегда учитывают постоянное кручение педалей, эпик - это не мопед а скорее тяжелый педелек, ноги и мотор работают в связке. Сразу после Оки (прекрасная, широкая, живописная река, отмечающая по сути границу московской области) я пополз на первый, и далеко не последний тягун, распрощавшись с равниной Подмосковья. А потом на второй. и третий... и четвертый, и так далее - те кто был в тех местах знает, что дорога начиная от Оки идет холмами, и равнина почти не встречается. Спустя 133км, я остановился на первую подзарядку, истратив чуть больше половины батареи. Это была заправка Лукоил, спросив разрешения, я демонтировал батарею, подключил ее к розетке холодильника с мороженкой, и стал есть булочку с кофе, ожидая конца заряда. Заряжался я бодрыми 1800 ваттами, поглядывая на термометр батареи. К слову, 18 градусной батареи, так как утро было холодным) Немного поболтав с продавщицей на кассе, за примерно 40 минут добил батарею до 53.3 вольт, и 35 градусов. Еще через минут 10 я поехал дальше. Воздух упорно не теплел, и где то к 200 км я приехал к еще одной знакомой мне точке, где когда то ночевал в педальной поездке на второй день. Когда то, я добирался туда целых 2 дня, а тут - всего 9 30.
Тульская область - это место, где на обочинах стоят палатки с развалами тульских пряников, кукурузных вкусняшек и бог весть чего еще. Я очень бодро ехал по оной, окончательно придя в кондицию. Расход падал, и к моменту второй зарядки составлял всего 7втч км. К моему большому удивлению, тягуны не вызывали особых проблем, забирался я на них с расходом всего 600 ватт, после чего следовал спуск с холостым расходом 25 ватт (при кручении педалей, держите в уме то, что я не прерывался, и все цифры идут с педалями) - что давало усредненный расход под 350 ватт. Впрочем, увидев что все идет хорошо, я поднял скорость до 43 кмч, а расход, соотвественно, до 400 усредненных ватт (или 10втч на км). На 230 километре, с вольтажем под нагрузкой около 48 вольт и чуть больше чем с половинчатой баткой, я остановился на вторую подзарядку. Это была шиномонтажка после длинного крутого тягуна. На этой фотке видна полезная особенность байка - съемная батарея. Это очень важно в путешествиях - далеко не все готовы позволить занести байк в помещение для зарядки, а вот батарею - без проблем.
На шиномонтажке были улыбчивые мужички, которые без проблем дали подзарядиться в глубине мастерской, пока байк стоял на улице, и активно позадавали вопросы по ТХ. За час подзарядив батарею до максимума, и намного перекусив шоколадными батончиками с минералкой, я поехал дальше. Был небольшой попутный ветерок, и с постоянным расходом в 8 втч на км, и круиз контролем на 42 кмч, я с энтузиазмом ехал через тягуны и затяжные спуски. Мотор уютно едва слышно вибрировал, работая на оптимальных оборотах, и судя по температуре 67 градусов, держащейся с начала поездки, ему явно был не в тягость такой легкий темп езды. Я почти перестал замечать, что кручу педали - знай кушай каждый час по куску шоколадного батончика, да делай каждые полчаса глоток воды - и мышцы сами собой будут переводить этот энергии во вполне себе кинетическую энергию, плюсующуюся с энергией мотора. На указателях постепенно менялись названия городов, пока не стал появляться липецк, который обозначал что воронежская область уже не так то далеко. Где то на 340 километре я задумался о том, что пора подзарядиться, но, наблюдая за обилием заправок, шиномонтажек и кафе, решил, что можно добить километраж до 360 - 370 и подзарядиться подольше, благо батареи оставалось больше половины.
Как сейчас я понял, где то я накосячил и съехал не туда. Нет, ехал я верно, и указатели были к Воронежу, но, видимо, я по ошибке поехал не по платнику, а по дублеру. На одометре плавно росли цифры - 370, 380, 390, 400 км... и так же плавно падал вольтаж и остаток ваттчасов. к 45 вольтам я не на шутку испугался - уже больше 100км как не было ни единой заправки, магазина - только указатели на вымершие села, видневшиеся то тут, то там ржавым железом труб, фабрик, эскаваторов.Не то чтобы велосипед без энергии встанет колом - просто скорость снизилась бы на типичные 25 кмч от педалей, а мне блин ехать надо. Вокруг меня дергались грозовые тучи - то шли слева, то справа - изрядно меня пугая (прогнозы не обещали дождей) - однако, я каким то чудом под дождь не попадал. Пару раз заезжал на участки затопленные недавним ливнем, где снижал скорость из за отсутствия переднего крыла (да, я балбес и рассчитывал на сухие прогнозы). На 42 вольтах под нагрузкой (и 230 км за один заряд после той шиномонтажки) я уже был начал было смиряться с тем, что скоро я поеду чисто на педалях - так как безжизненные и мертвые, заброшенные пейзажи не менялись. Примерно на 400+ км суммарного дневного пробега, мне улыбнулась удача - небольшая стоянка для отдыха дальнобоев, и одинокая шаурмешная с каким то немного скользким на вид то ли грузином. то ли осетином... не знаю. Спросил покушать и поинтересовавшись о возможности зарядки, я получил ответ, сопровождавшийся неизменной южной улыбкой - * конечно можно, дарагой, конечно, сейчас шаурму сделаю, давай сюда что зарядить надо*. Сунув в окошко палатки батарею и зарядник, я малось мандражировал - по сути я сувал в окно 90к деревянных и 1800 ваттный зарядник с перегревающейся от долгого заряда максимальным током батареей... Но делать было нечего. Устроившись на изъеденной временем и дождями лавке, я честно пытался скушать шаурму, которую явно с желанием сделать вкусно и накормить путника делал мой повар. Увы... то ли продукты у него были старые, то ли не было навыка, пришлось незаметно запульнуть сей продукт в кусты, сделав вид что я ее с энтузиазмом скушал. Ощущая себя не в своей тарелке в этом далеком от цивилизации месте, я дал 30 минут на зарядку батарее, попросил вернуть мне оную с зарядником, быстренько все смонтировал и поехал дальше, влив в почти пустую батарею порядка 800 ваттчасов (или 47 вольт под нагрузкой). Шел 420 километр. Меня настиг дождь. Переодевшись в дождевик и завернув в целофан зарядник, я скорбно поехал 25 кмч под дождем по мокрой трассе. Я думаю, все велосипедисты знают, какой это треш, ехать под дождем, поливаемым фурами всякой грязью, да еще и без переднего крыла (сзади то меня надежно закрывал баул). Температура упала примерно до 14 градусов, и на могу сказать что это были лучшие минуты моей жизни и моей поездки в частности. В батарее было мало энергии, до Воронежа оставалось еще 120 километров, а двигаться быстро я не мог из за внезапного, на попавшего в прогнозы дождя. Так продолжалось примерно 60 километров, или часа так 2. Слава всем богам, в самом Воронеже и предместьях не было дождей! С 44 вольтами в батарее, промокший, грязный (одна фура меня полила какой то мерзостью типа гудрона или отработки, несколько капель, но стереть их было крайне сложно)... бе. Километров за 50 - 60 от Воронежа, я завалился в очередную заправку, на сей раз - роснефть, договорился о зарядке, перекусил купленными булочками и водой. Согрелся. Зарядился максимальным током за полчаса еще где то до 48 вольт (то бишь половины), дольше не смог - из за косых взглядов местного вивария (правда охранник был гораздо более приятным человеком и собеседником, нежели откровенно трусящих офисных мадам за прилавком). Поблагодарив за зарядку, я быстренько собрался, и по (хвала велобогам!) сухой дороге полетел последний полтинник до Воронежа. Вначале я пер 50 с расходом около киловатта, желая побыстрее доехать до ночлега, но батарея быстро таяла, будучи недозаряженной, и я вернулся на экономичные 40 кмч и 400 ватт. Врубив в ночи всю иллюминацию (получив тем самым бонус к дистанции вежливого объезда всеми участниками движения, не совсем понимающими что там такое едет, то ли мопед, то ли мотоцикл), я уже на автомате рулил, крутил и следовал дорожным знакам - холод от мокрой одежды и усталость сильно сказывались. Фактически, это было состояние апатии - мне было плевать что я уже въехал в сам Воронеж и еду мимо автомагазинов по почему то выкрашенной красной краской технической полосе. Меня немного приободрили только цветущие кусты какого то белого растения, полная луна и пирамидальные тополя, строем высаженных у края дороги и отмечавших первое изменение климата - юг был ближе! Где то к 21 часу я таки приехал на место, где встретился с местным веломехаником, который и предложил мне вписку днем ранее. Поставив байк в коридоре на зарядке, мы поели, и я лег спать. Примерно в 23 часа. Вот каким то таким был первый день. Признаться, план ехать 500км в сутки оказался чрезмерно оптимистичным - все же, тяжело это физически, 14 часов ехать. Впоследствии, мне не удавалось проехать столько же, но и я более не уставал до такого убитого состояния - лучше брать нагрузку по силам.
Переночевав в Воронеже, позавтракав, часов в 9 выдвинулся в веломастерскую велоэксперт, где помыл байк от грязи предыдущего дня, и где мне любезно обновили смазку цепи, полностью вымытую дождем и расстоянием. Большое спасибо парням из воронежского Велоэксперта за радушный прием!
Закупившись энергетическими батончиками, водой, и кремом от солнца (я довольно сильно сгорел), в примерно в 9 30 выехал дальше. Около 30 минут выбирался из самого Воронежа, так как дул очень сильный ветер и дорога не была мне знакомой. Выехав на трассу, ветер продолжал мне мешать - расход уходил за 800 - 900 ватт при стандартных 40кмч. К счастью, примерно через час дорога сделала небольшое изменение направления, и мощный ветер стал боковым с небольшой долей попутной составляющей, что позволило вернуть нормальный расход в 8-9втч на км. Все чаще попадались приятные указатели с небольшим километражем до Ростова.
Растительность также немного изменилась, превратившись в сплошную стенку акации - у нас она редко дорастает до таких размеров. Палящее солнце постепенно уходило в дымку, а дымка становилась тучами - серенькими, не темными, но немного волновавшими возможностью стать дождевыми. Традиционно для себя, я продолжал следовать тактике коротких быстрых перезарядок большими токами - дело в том, что я могу вливать в батарею 0.7с довольно ограниченное время, порядка 50 минут - часа, после чего батарея перегревается свыше 45 градусов и необходимо снизить токи - таким образом, именно короткие подзарядки позволяли вливать в батарею много и быстро - и остужать ее последующими 3-4 часами езды на очень малых токах (порядка 0.2с). Таким образом, примерно на 140 километре и 47 вольтах, израсходовав порядка 1200 ваттчасов, я стал активно искать место где можно зарядиться. Насколько предыдущий день был удачен, и мне никто не отказывал - настолько удручающим было начало этого дня, 2 заправки - 2 отказа. Причины схожи - пожилые женщины чрезвычайно боялись такой незнакомой вещи, как батарея (пусть и в симпатичной сумке), и санкций от начальства, и ни предложения купить у них что то в кафе и тем временем заряжаться испуганно отвечали отказом. Во втором месте я все же ткнул на 5 минут зарядник, но ужасающий, пугающий предмет, страшнее которого пожалуй только граната или летящее НЛО - работающий вентилятор обдува зарядки - привел девушек в такой православный ужас, что пришлось ретироваться. Решив про себя больше не тыкаться к представительницам слабого пола, на 150 километре я зарулил на шиномонтажку с кучей байков (бензиновых), где мужики мне без всяких заморочек дали доступ к уличной розетке.
Поболтав немного с парнями о том да сем, я немного повалялся в траве, скушал батончик шоколада, выпил водички и размялся приседаниями. зарядив батарею минут за 40 до традиционных 53.5 вольт (дальше зарядник сильно снижает токи), я попрощался с дружелюбной шиномонтажкой и погнал дальше. Качество трассы малость упало, дорога стала однополоской - но с широкими обочинами. Глаза радовали замечательные пейзажи, особенно запомнились меловые склоны и длинный многокилометровый спуск к ним, где скорость дошла до пугающих 70кмч - правда я специально распластался по рулю снизив мидель.
Довольно быстро я приехал к городку Павловск, который произвел на меня тягостное впечатление - этот покрытый рекламой, зашумленный десятками фур, и заметенный дорожным песком, летящим в потоке машин ураганчиками, город, как мне показалось, жил только трасой. В Павловске я и перекусил, нашел небольшую кафешку где отдохнул и поел, да и поехал дальше. Спустя полчаса (где то на 230 что-ли километре пути) мне попалось самое жопное место всей поездки. М4 сузилась до однополоски без обочины. Обочина была завалена острым крупным щебнем. А ветер стал полностью боковым, порывистым, и просто адово сильным- таким сильным, что я не мог держать траекторию ровнее чем +- полметра, меня можно сказать носило по дороге, к счастью в тот момент пустой.. Ситуация была так себе - я по сути не мог ехать ровно по обочине (по нарисованной полосе обочины), узость дороги была такова что фура не смогла бы меня обогнать вообще, не выехал колесами на разделительную. Попробовал сунуться на гравийную обочину - ехать было невозможно, кто ездил по гравию тот поймет. Однако даже попытка езды оказалась глупой - спустя 2 минуты у меня в нуль спустило заднее колесо. Занялся ремонтом. Сильнейший ветер жутко мешал даже в кювете, чуть не сдувая меня с ног. Попытка найти по звуку или по мыльной воде прокол не увенчались успехом - слишком было шумно. Покрышка была изрезана этим чертовым острым строительным гравием. Пришлось снимать моторколесо, и заменять камеру на новую, причем осколка в покрышке я так и не нашел, что меня сильно напрягало.
Где то за час восстановил целостность байка, и кое как накачал ручным насосом заднее колесо до где то полутора атмосфер. Перенеся на руках байк на дорогу, стал двигаться следующим образом - дожидался окна в колонне машин, и зажимал полный газ - и несколько километров летел 60+ по центру полосы, а ветер меня дергал вправо - влево. По приближению фуры съезжал на обочину, сразу вставая на ноги, не давая нагрузки на покрышку. Двигался такими прыжками километров 20... И смех и грех, я в жизни больше не попадал в такую ситуацию, чтобы ветер так сильно меня носил К моему счастью, этот кусок дороги был не велик, и вскоре обочина вернулась, а дорога сделала виток и закрыла меня зарослями от ветра. Резко вырос расход - низкое давление в покрышках подняло его где то на треть, и вместо стандартных 400 ватт жрало 600+ ватт. Дополз до шиномонтажки, где попросил перезарядки и подкачки колеса. Дал местному мастеру сотку за зарядку и подкачку. К моему раздражению, мыльная вода, оставшаяся в покрышке после монтажа оной, пузырями поперла из дырок ниппелей - очевидно, герметичность снова была нарушена. Плюс, минут через 20 мужичек сказал отцепляться - мол, сотки слишком де - мало, так как якобы я расходую много энергии. У меня не было никакого желания оставаться там и чинить колесо повторно, благо спускало медленно, так что на 49 вольтах в батарее я вышел на трассу, прижал ноги к бокам байка а руки к руля, и втопил 60кмч, рассчитывая доехать до нормальной шиномонтажки и выполнить ремонт в человеческих условиях. Так оно и вышло - вскоре я въехал в Богучар, где снял оба колеса, поменял местами покрышки (рассудив, что если в задней застряло что то что я не могу найти, лучше я буду потом чинить переднее колесо чем снимать моторное), и обернул новую камеру старой, сделав дополнительный слой защиты. Оба колеса накачал в шиномонтажке, где и дозарядился до упора - причем пузатый армянин - хозяин категорически от денег отказывался. Купил ему вафель в ближайшем магазине)) Вечерело, небо было малиновым, темным, оставался еще световой час. решил ехать до упора, пока хватит батареи, на повышенной скорости 50 кмч, и заночевать в мотеле. Далее ничего примечательного не было - в свете фар пилил 50кмч, с расходом около 800 - 900 ватт, примерно два с половиной часа. сделал с момента остановки в Богучар еще около 150км, после чего и завалился в маленький придорожный мотель - кафе на 6 номеров. За 1000 рублей я получил комнату с кондеем и розеткой, общий душ, место в подвале для байка (с которого я само собой снял батарею и заряжал в номере ночью) Спокойно помылся, постирал кой чего, да и отрубился в постели) В тот день я сделал около 400км, заночевав где то под Ростовом. В целом - день был удачным, если бы не проблемы с реконструировавшимся участком трассы, возможно я бы и заночевал в Ростове, выполнив изначальный план, но поломка и проблемный участок внесли коррективы. Жалко, что сохранился только трек до Богучар, то ли телефон потом сел, то ли я не записывал, не помню.
Ночью я спал как убитый, а зарядник, настроенный на малые токи, к утру перезарядил батарею до отсечки. Проснулся я в 6. Пересмазал цепь, проверил покрышки (слава велобогам, ничего не спускало). Смонтировал батку и перекусил. Позвонили - оказалось, что машина выехала на сутки раньше (нда, с совпадением по времени мне не везло), и это окончательно смешало все планы. Но все же, решил ехать до упора - было 2 варианта, или машина уезжает в Крым без меня, а там пересекаемся, или пересекается где то после Ростова, грузим байк в багажник и совместно приезжаем в Ялту. Принял решение выбрать второй вариант - мне конечно в кайф пилить на веле по трассе, но выкидывать, раз уж такая оказия случилась, день а то и два из отдыха в Крыму я не хотел. В общем, где то часов в 8 утра я стартовал, и просто в классическом походном режиме - 40кмч, педальки наше все - расслабленно ехал. К этому моменту природа снова сделала изменение - если после воронежа везде акации, пирамидальные тополя, поля рапса и подсолнухов - то под ростовом уже в основном голые поля, поросшие ковылем. Черноземы сменились глинистыми, красноватыми породами, местами встречались каменистые осыпи. По итогу, проехал я 200 +- км, без перезарядок - смысла особого не было. Да и расход был прекрасен - фуры и зерновозы, шедшие по правой полосе м4, разгоняют воздух, и получается что то типа эффекта трубы - воздух не спокоен, а разогнан в попутном направлении, и сопротивление падает. В общем, ехал я, кайфовал, да и нагнала меня машина за Ростовом уже. С одной стороны, мне было грустно - хотелось ехать дальше, с другой - грела душу мысль что уже этим вечером погуляю по ялте. Вот так выглядит мой железный конь, погруженный в багажник.
26 Колеса - это отличное подспорье для компактности! Достаточно снять 1 колесо, и все грузится без проблем. В дальнейшем в этот день байк применялся как ЮСБ - зарядник для телефонов (у него хорошие трехамперные выходы). Буквально часов через 5-6 проехали крымский мост - фото стремное, извините. На горизонте светится керчь, вереница огней справа - поворот моста.
Собственно говоря, в Крыму я продолжить использовать велосипед, но уже в транспортно - развлекательных целях) Байк стоял на подземном паркинге, батарею же я заносил в номер отеля, где и подзаряжал оную. Если хотелось покататься, брал батку под мышку, спускался на лифте на ресепшн, и на электромобильчике доезжал с ней до паркинга - иронично) Остановились мы в районе Понизовки, по итогу. На фотке ниже показан собственно процесс зарядки - видна и батарея, и ЗУ.
В самом Крыму я раз 5 ездил в Ялту, 2 раза - в Севастополь. катался по побережью, по всем этим мелким городкам и поселкам ЮБК. Виды - закачаешься.
Особенно я полюбил южнобережное шоссе - я по нему мотался постоянно, днем, ночью, утром. Особенно яркое воспоминание - как то ночью ехал из Ялты в отель, была теплая южная ночь, пахло сосной, кедром, а над морем вставала полная луна - и лунная дорожка. Можно очень много говорить про Крым, но тогда пост растянется совсем до неприличного размера) Скажу лишь что накатал там еще километров 600-700 за 6 дней что там был, и даже залез на ялтинскую яйлу.
В общем, как то вот так) Воспоминания до сих пор яркие, это был офигенный отдых и поездка, надеюсь, что через какое то время повторю - сам формат мне очень зашел, это и путешествие, и отдых в одном флаконе. И достижение цели - и типичный пляжный отдых - и лазанье по горам - и прогулки по интереснейшим городам ЮБК. Одним словом - сказка.
Спасибо за внимание!
Читайте также.