Найти тему

Стриминг в 2023-м году.

По версии нейросети так выглядит типичный twitch-стример. Изображение создано с помощью midjorney.
По версии нейросети так выглядит типичный twitch-стример. Изображение создано с помощью midjorney.

У очень-очень многих первым опытом эдакого стрима были вечерние посиделки батиного компа, глядя как он играл. И даже были своего рода «донаты», когда бегал на кухню за парой бутеров.

Вторым – «игровухи», как совершенно отдельный культурный пласт. Поскольку у львиной доли нынешней аудитории тогда не было ни компьютера, ни денег, просмотр из-за плеча катки на cs_mansion был действительно неплохим развлечением. Ну а к своему актуальному состоянию стриминг пришёл через несколько лет после появления фундаментального – скоростного и недорогого доступа в Интернет.

А к какому это, актуальному?, – хороший вопрос, поскольку стрим – определение очень масштабное. В суровом чисто техническом понимании стрим – это что угодно, где источник видео- аудиосигнала находится на удалении, а главным героем является не зритель.

Да-да, ключевое не в прямой трансляции, а в отдалении источника. Яндекс.Музыка, Spotify, Netflix, обычное радио, даже GeForce Now с вКонтакте и TikTok по определению являются стриминговыми сервисами, просто стримят разное и по-разному.

Но в этом материале не будем сильно ударяться в философию и историю. Лучше поговорим о жанрах стримов, про наиболее популярное, и про перспективы в 2023 году и обозримом будущем. И хотя стриминг – штука многогранная, преимущественно речь пойдёт о стриминге игр, как на одном из самых популярных и полезных (местами) форматах стримов. И конечно как наиболее близкой DigitalRazor теме.

Так по мнению нейросети выглядит релаксирующий стример после напряженной катки
Так по мнению нейросети выглядит релаксирующий стример после напряженной катки

Стримы бывают разные

В представлении многих стриминг начинается и заканчивается на компьютерных играх. Безусловно, это немаленький, но далеко не единственный жанр.

Стримы бывают разные. Где-то девочки учат готовить, где-то мальчики точить клапана на токарном станке. Кто-то поясняет про компьютеры и игры, про музыку и фильмы. Также есть познавательные каналы, где самые настоящие преподаватели ВУЗ-ов рассказывают физику и математику, электротехнику, право, про животных и природу, и многое прочее.

И конечно есть вчерашние вирусологи, резко переквалифицированные в политологов, и поясняющие за устройство мира. А ещё посиделки в бассейне посреди квартиры в одном нижнем белье (ну раз бассейн – уже вроде как и не эротика), трудно поддающиеся описанию треш-стримы, декодинг рэп-батлов – есть вот вообще всё.

Если сказать кратко, всё то разнообразие контента, что есть на YouTube в виде уже записанных роликов, есть и на стриминговых сервисах, просто в прямом эфире или незначительной задержкой. И на том же YouTube политика модерации контента куда строже.

Скриншот из игры Microsoft Flight Simulator. Одной из самых популярных игр в жанре симулятор. Часто встречается в популярных тайтлах среди стримов
Скриншот из игры Microsoft Flight Simulator. Одной из самых популярных игр в жанре симулятор. Часто встречается в популярных тайтлах среди стримов

В чём привлекательность?

Очевидный плюс стримов в формате прямого эфира в возможности взаимодействия со стримером, влияния на происходящее. Смотрящий – уже не просто зритель, а участник процесса, пусть и лишь частично. Для примера, силами чата в сложнейшем авиасимуляторе Microsoft Flight Simulator, где реальный пилот не смог посадить самолёт, удалось: взлететь, сделать «бочку», приземлиться.

Во-вторых, это клуб по интересам, с натяжкой можно назвать аналогом форума. Стример обязан быть либо харизматичным, либо иметь глубокое понимание какой-то темы. Немаленькую популярность получили топовые игроки с CS и Dota потому, что у них есть чему поучиться в этих играх.

Наконец, смотрящий чувствует некую связь, близость со стримером, возможность немножко повлиять на происходящее. Где-то подсказать, где-то спросить, песню для всех зрителей заказать. Чтоб наверняка приметили – скромный донатик.

Популярность стримов зависит от автора, формата контента и взаимодействия с аудиторией
Популярность стримов зависит от автора, формата контента и взаимодействия с аудиторией

Почему стримы «взлетели»?

Как и в любом другом серьёзном деле, привлекательность стримов обеспечена комплексом причин. Стримы – очень удобный формат. В первую очередь это аудитория, внимание которой удерживается долгое время. И аудитория не абы какая, а исключительно целевая, уже подученная платить.

Как следствие простор для рекламы игр и геймерского оборудования. В последние годы было немало примеров, когда у игры появлялась безумная популярность после того, как её заметили стримеры.

Иными словами, это мощный инструмент для продвижения товаров и услуг. Популяризация стримов со стороны производителей периферии, поддержка начинающих стримеров и рекламные бюджеты сделали своё дело.

Огромный вклад внесла пресловутая пандемия. Именно в 2020-21 году та же Netflix хвасталась рекордными показателями выручки. Спрос на развлечения «на удалёнке» послужил мощнейшим толчком.

Нельзя не отметить низкий порог входа, отсутствие рисков и бюрократии. Да, для стриминга в каком-никаком приличном качестве, под чем подразумевается хороший компьютер, микрофон, камера, и прочая «обвязка» по мелочи, потребуется по меньшей мере $1000-1500 (в будущем этой теме будут посвящены отдельные материалы). Это если вот совсем ничего нет. И это небольшая сумма на фоне вложений в любой другой мини-бизнес (сколько тот же токарный станок стоит?), накупленное оборудование ликвидное, да и приличный компьютер ещё никому не помешал.

Онлайн-стримы - это особая атмосфера, зачастую теплое общение между креатором и аудиторией. Многие используют различные инструменты для получения яркой и приятной картинки во время трасляции
Онлайн-стримы - это особая атмосфера, зачастую теплое общение между креатором и аудиторией. Многие используют различные инструменты для получения яркой и приятной картинки во время трасляции

Перспективы стриминга в обозримом будущем

У каждого вида развлечений есть свой срок годности. Когда-то популярнейшим форматом было радио, потом телевидение. Ещё можно припомнить кассеты и диски как носители развлечений. Наверняка в тематических статьях тех лет каждому из этих форматов пророчили большое будущее. Помнится, в одной умной советской книжке было сказано, что телевидение не будет популярнее радио, поскольку притягивает к себе всё внимание, и не может быть лишь фоном.

Это к тому, что основываясь только на текущей ситуации реальные прогнозы делать тяжело,. Главное здесь другое: титаны не падают быстро. На данном этапе стриминг – явление довольно молодое, но уже с поддержкой рекламными бюджетами и производителями. Тяжело говорить о перспективах далеких, но в ближайшие 10-20 лет стриминг если и не станет самым крупным генератором видеотрафика, то как минимум сможет на равных конкурировать с другими большими сферами развлечений.

Звуковая карта стримера, позволяет регулировать настройки звука в прямом эфире. Используя проф. оборудование , стример дает высокое качество звука , а благодаря мощному компьютеру - высокую качеству картинку.
Звуковая карта стримера, позволяет регулировать настройки звука в прямом эфире. Используя проф. оборудование , стример дает высокое качество звука , а благодаря мощному компьютеру - высокую качеству картинку.

Наиболее популярные игры для стримов

Самым популярным по количеству зрителей и стримеров, во всяком случае на Twitch, является «Общение» (Just Chatting). Здесь всё понятно, каналы просто для общения на разные темы, эдакий местный аналог Discord.

Не на втором месте, но заслуживающие персонального упоминания «Слоты». Обширная категория, в которую входят все азартные игры. Всё построено на азарте, сам стример получает до 70% от проигранного его же аудиторией. В общем, самый надёжный способ профукать деньги, любители МММ оценят.

В виде заполнителя всё то, что временно/постоянно популярно. Топ игр Steam – по сути топ игр Twitch. В первую очередь это «киты» индустрии онлайн-игр, такие как CS, Dota, League of Legend, непотопляемая GTA V, Apex Legends, Fortnite и в чуть меньшей степени Escape from Tarkov.

Иногда что-то «стреляет». Небольшие занимательные проекты привлекают внимание стримеров, аудитории нравится, тренд подхватывают другие стримеры. Своего рода временный баф.

И конечно в топ нередко вырываются только-только вышедшие игры. Ключевые причины 2: просто интерес со стороны аудитории и самого стримера, до этого подогреваемый маркетинговой компанией, а ещё «чемоданы» от разработчиков для популяризации игры на ранних этапах продаж.

Поп-культура и стримы

Что людям голову «любит» – про то они и песни поют. Во время пандемии мы слушали песни про пандемию, в 90-е про 90-е, во времена Древнего Рима наверняка тоже пели про Рим. Массовая культура, она же поп-культура, конечно же не обошла стримы стороной. Иной раз и звёзды первой величины «подрубают стрим»: певцы, актёры, футболисты.

Обсуждение актуальных тем и событий – обычная человеческая натура. Поэтому раздел «Общение» самый популярный. Нередко стрим базируется не на игре, даже если канал игровой, а на событии. К примеру, выход нового фильма по популярной киновселенной, или выпуск нового сезона аниме.

Между тем уже, на этих выходных в Москве пройдет яркое поп-культурное событие – Bubble Comics Con. Это фестиваль, посвящённый комиксам, кино, играм и косплею. Мощнейшее поп-культурное мероприятие, которое наверняка «аукнется» в стриминг-тусовке.

В Москве (28 января) будет проходить один из крупнейших Geek-ивентов в СНГ - "Bubble Comics Con"
В Москве (28 января) будет проходить один из крупнейших Geek-ивентов в СНГ - "Bubble Comics Con"

Послесловие

Будущее стриминга компьютерных игр и как формата в целом выглядит перспективно, поскольку это молодой, но уже большой жанр, а титаны не падают быстро. К тому же довольно невысокий порог входа и изначально небольшие вложения привлекают тех, кто не хочет на завод.

С натяжкой стриминг можно назвать радио версии 2.0 – к звуку добавилась картинка. Казалось бы, ну это же телевидение, но ключевая разница в прямом эфире и возможности взаимодействия с ведущим, что и подкупает.

Это очень немаленькая, многогранная тема. Перспективная и богатая уже сейчас, но с множеством нюансов и подводных камней. В будущих материалах мы детальнее расскажем про лайф-хаки для стримеров и зрителей, про необходимое и достаточное оборудование для стриминга, и даже про местные мифы-легенды.

А пока соответствующие материалы готовятся, предлагаем ознакомиться с показанными на CES диковинками, а также главном с презентаций AMD, NVIDIA и Intel.