Фильм «Фантазии Фарятьева» — это глубокая социальная драма, снятая режиссёром Ильёй Авербахом в 1979 году. Она производит умопомрачительно сильное впечатление — благодаря многогранным диалогам и монологам, игре актёров, блестящей музыке Альфреда Шнитке, самой истории (можно сказать, что она понятна каждому).
Пожалуй, в этом фильме Андрей Миронов сыграл одну из лучших своих ролей. И эта роль для него не совсем типична. Обычно его героев отличает элегантность и некоторое пижонство. А стоматолог Павел Фарятьев чудаковат и неуклюж, считает себя некрасивым...
В первом же диалоге с учительницей музыки Шурой (её играет Марина Неёлова) он признаётся ей в любви. Причём он зовёт её Александрой, и это ей не очень-то нравится. Она к такому варианту своего имени не привыкла. Уже в этом проявляется какое-то пронзительное несовпадение этих двух взрослых людей.
Данный диалог начинается под игру на пианино мальчика, которому Шура даёт частные уроки. Причём руки мальчика — все в зелёнке. Очевидно, что ему нравится больше драться на улице, чем музицировать. Ещё одно несовпадение.
Конечно, это признание Фарятьева вносит сумбур в жизнь Шуры, а также в жизнь её матери и младшей сестры (её имя — Люба).
Пожилую маму Павел в принципе устраивает, и она вполне готова выдать свою дочку замуж за него. Но Шура поначалу от своего поклонника не в восторге. Тем более, что в её жизни есть другой мужчина — Бедхудов. И она готова бежать к нему по первому зову, готова как угодно унижаться перед ним (и, честно говоря, такое положение вещей причиняет ей боль). Интересно, что о том, кто такой Бедхудов, зрители могут только догадываться — он ни разу не появляется в кадре. Однако все герои отзываются о нём с восхищением.
Так же, как и Бедхудова, не показывают здесь и моря, хотя действие происходит в маленьком приморском городке... И это тоже весьма символично.
Во время следующей встречи с Павлом Шура говорит, что не любит его. А ещё удивляется тому, что вроде бы вот все — не злые люди и хотят друг другу добра, но как-то так получается, что заставляют друг друга страдать.
В ответ Фарятьев начинает свой искромётный монолог. Он утверждает, что люди страдают от того, что являются потомками пришельцев с другой планеты. Сейчас они забыли о своих корнях, но при этом подсознательно ищут способ вернуться домой. И иногда, в самые возвышенные моменты, в людях просыпается стремление очиститься от всего незначительного, от всего мелочного. Также он уверен, что наши потомки обязательно будут лучше нас. Они построят такой мир, в котором все люди будут любить друг друга...
Говоря иначе, Фарятьев открывается ей с неожиданной стороны. Он поражает её своими фантазиями. И не только её, но также её сестру и маму — ведь они подслушивают их разговор. А Ольга при этом даже плачет. Становится ясно: они все втроём тоскуют по тому несуществующему миру, где всё было бы правильно и где они нашли бы своё счастье.
В итоге конце беседы Шура фактически даёт согласие на брак. Но, увы, до ЗАГСа дело так и не дошло. Потому что в один из дней к Шуре приходит Бедхудов. Он ждёт внизу, на лестнице, и Шура (буквально обезумевшая от того, что он её поманил) спускается к нему.
Чуть позднее приходит Павел. Ольга сначала беседует с ним о разных вещах, а потом не выдерживает и сообщает, что Шура ушла с другим. И это повергает Павла буквально в шок. Он сбивчиво опять начинает говорить о своих фантазиях...
В целом Фарятьев чем-то напоминает князя Мышкина из романа Достоевского «Идиот». И нельзя не признать, что в СССР умели снимать картины про мужчин подобного типажа — романтиков-идеалистов, оторванных от материального быта, витающих где-то в облаках (и необязательно все такие мужчины — слабые, это просто стереотип).
Ещё через пару минут Фарятьев просто засыпает (в последние несколько дней он много думал и практически не спал). И поэтому даже не слышит, что в любви ему внезапно признаётся Ольга. Очередное несовпадение. Каждый здесь так и остался в своём персональном болоте.
На финальных кадрах Ольга подходит к окну, а за окном идёт дождь. И на сердце становится щемяще-грустно.