У этой пары широкофюзеляжных самолётов, российского и американского, масса общих черт, но много и отличий. На то есть одна, но очень важная причина. Догадались, какая?
Для обоих конструкторы выбрали одинаковую компоновку с четырьмя двигателями на крыле. Конструкторы Boeing и “КБ Ильюшин”, не сговариваясь, пошли против моды 1970-х, когда более перспективной считалась трёхмоторная компоновка. Даже диаметр фюзеляжа у них почти одинаковый: у Ила 6,08 м, а у “Джамбо” 6,13 м.
Отличия не столь заметны, но более примечательны. Если посмотреть на фотографии Ил-86, то можно заметить, что на земле он очень низко сидит, буквально волоча двигателями по бетонке. У советского самолёта стреловидность крыльев меньше, а механизация выше. “Боинг” полуторапалубный (с короткой второй палубой), а Ил-86 однопалубный. У американца кабина пилотов располагается на огромной высоте, а у нашего – на обычной.
Заметнее всего большая разница в дальности полёта. “Боинг” - это дальнемагистрал, который, в зависимости от загрузки, может без пересадки покрыть треть земного шара. А советский самолёт сделали среднемагистральным с дальностью почти в 3 раза меньше.
Мир в мире
Ответ на вопрос, почему они такие разные, следующий: они должны были трудиться в очень разных мирах.
«Джамбо» строился для перевозок между крупнейшими городами мира. Его ожидали богато оборудованные аэропорты с телетрапами и межконтинентальные рейсы. Для него важна была скорость и экономичность, поэтому стреловидность крыла увеличили.
Ил-86 предстояло обслуживать своеобразный “мир в мире” – авиалинии шестой части суши, каковую представлял собой СССР. Широкофюзеляжник в Союзе разрабатывали, чтобы соединить Москву со столицами союзных республик, союзными курортами и Европой. А для этого вполне достаточно было и средней дальности.
В то же время, инфраструктура этих аэропортов была бедной. В частности, конструкторам советского широкофюзеляжника ставили задание: выгрузка пассажиров должна происходить без трапов. По этой же причине Ил имеет крыло небольшой стреловидности с развитой механизацией – это позволяет уменьшить скорость отрыва от земли.
Cамолёт разрабатывали в конце 1960-х. Это время первых полётов “Конкорда”, конструкторы всего мира искренне считали, что за сверхзвуковыми лайнерами будущее. В перспективах дозвукового “Джамбо” сомневалась даже штаб-квартира “Боинга”, поэтому конструкторам дали задание предусмотреть возможность переоборудования его в грузовой самолёт. С этой целью кабину пилотов подняли над главной палубой, чтобы под ней уместилась грузовая аппарель. А раз уж “горб” появился, то добавили и неполную пассажирскую палубу.
Ил-86 создавался на 10 лет позже, когда Ту-144 уже летал и у конструкторов “Ильюшина” уже не было иллюзий относительно сверхзвуковых самолётов.