Всем зашедшим - привет! Сегодня, не отходя далеко от темы ТВРС-44, поговорим, какие же испытания выпадают на макеты новых ЛА, создающихся по всему миру.
В первую очередь, конечно, все испытания стандартизированы, и А-320 проходил в свое время те же испытания, которые прошел МС-21-300 и проходит МС-21-310, через те же испытания и часы тестовых полётов должен будет пройти и ТВРС-44 "Ладога". Но что испытания на земле на соответствие прочностных характеристик, что тестовые полёты - происходят уже или с лётными образцами, или со специально собранными для этого планерами, не оснащенными полным комплектом оборудования (например, двигатели имитируются тяжелыми блоками, имеющими такую же массу, как и реальный двигатель).
1. Макеты, выполненые в полный размер. Как правило, это либо отдельно кабина, либо кабина и салон, или только салон. Служат такие макеты для отработки эргономики кабины/салона, для показа заказчикам вариантов компановки. Конечно, в современном мире можно сделать всё это в 3D - но по 3D не погуляешь и не потрогаешь полки для багажа в живую, а, порой, от этого получается выяснить какие-то неудобства и их устранить.
Кажется, кабина 96-го почти такая же, как у Ил-86, за исключением замены стрелочных индикаторов на электронные. Тем не менее, в ангарах Ходынки был построен полноразмерный макет с частью крыла и подвешенным макетом двигателя, а так же полностью внутренним убранством кабины пилотов и пассажирского салона.
Для SSJ-100, МС-21 создавались такие же макеты.
2. Макеты самолётов, выполненые в масштабе. Конечно, такие макеты куда более важны, чем частичные, моделирующие салон и т.п. Благодаря моделям в первую очередь наглядно можно увидеть аэродинамику нового самолёта, просчитать режимы полётов, эксплуатационные нормы и ограничения. Все без исключения самолёты, перед тем, как подняться в воздух, проходят этот этап.
Черная моделька самолёта (Ил-112) размещена в аэротрубе (да, модели самолётов располагают перевёрнуто). Специалистами ЦАГИ проверялось влияние вращающихся винтов на поведение модели в аэротрубе. Ученые института определили влияние струй работающих пропеллеров на эффективность нового горизонтального оперения, результаты совпали с расчётными.
Модель успешно прошла комплекс испытаний, сообщили в ЦАГИ. На первом этапе специалисты института провели наземные частотные и жёсткостные испытания. Это подтвердило соответствие динамически подобной модели натурной конструкции.
Достаточно редки случаи, когда для тестов в аэротрубе применяются полноразмерные макеты - как в случае с этим P-51 Мустанг.
Макет ТВРС-44, в котором я недавно писал, в первую очередь направлен на отработку кабины и салона, поэтому, в целом, как он выглядит снаружи - не имеет никакого значения. По секрету - из опыта МС-21, даже не обязательно, чтобы остекление совпадало с реальным бортом. Так что смотрим на фотографии и размышляем, будет ли удобно экипажу в кабине, а пассажиру в салоне.
А вот, например, с полноразмерной моделью "Ладоги" провели испытания, о которых не так часто говорят: учёные из ЦАГИ провели исследования о посадке этого самолёта на воду.
«В ходе эксперимента перед нами стояла задача собрать максимум экспериментальных данных о поведении модели самолета при посадке и возникающих при этом перегрузках. Для этого мы закрепляли модель самолета на разгонной каретке катапульты и задавали различные начальные значения центровок, углов тангажа и скоростей приводнения. Далее запускали модель в режиме аварийной посадки на воду. Всего провели более 100 пусков при разных начальных параметрах», — рассказал инженер научно-исследовательского центра аэрогидродинамики ФАУ «ЦАГИ» Александр Максютов.
Затем специалисты института провели обработку данных, полученных с бортовой регистрирующей аппаратуры, установленной на модели, а также с видеофиксации эксперимента. На их основе ученые определили условия аварийного приводнения самолета — начальные углы тангажа, горизонтальные скорости и др., которые соответствуют наиболее безопасной посадке как на спокойную воду, так и на взволнованную поверхность. Результаты исследований могут быть использованы при разработке Заключения о возможности вынужденного приводнения самолета «Ладога».
Таким образом, все эти макеты, модели служат в первую очередь для того, чтобы полёты в дальнейшем были максимально безопасными и комфортными. Они позволяют в более быстрые сроки получать больше информации, на которую в реальных полётах и связанных с ними рисках ушло бы сильно больше времени, ресурсов и, возможно, даже здоровья испытателей. Так что моделирование, продувка этих множественных моделей, макетирование - важные и нужные этапы разработки нового лайнера.