Найти в Дзене
Московские истории

Старые фотографии: Как мои предки в 1848 году переехали из Калуги в Москву и стали основателями династии булочников

Благодаря посемейным спискам я нашла в архиве своих предков - всех! Особенно интересно будет почитать рассказ Inna B тем, кто хотел бы знать свою родословную, но считает обращение в архивы и прочие поиски бесполезными. По маминой родословной линии я смогла найти в архивах множество документов, вплоть до 1791 года. Все предки были 200 лет городскими жителями - мещанами, купцами и одна ветка – из крестьян. О ней и расскажу. Сейчас я точно знаю – когда, откуда и в каком составе приехали мои предки в Москву из Калуги и Калужской губернии. Железной дороги тогда не было, так что мои пра-пра-пра прибыли на телегах с лошадьми. Как Ломоносов когда-то. Вот как это было. 7 августа 1829 года в селе Пожарки Бабаевской волости Калужской губернии родился Владимир. Имя матери тогда в метрических книгах не писали. Отец Степан Прокопьевич был крепостным вотчины господина Афиногена Львовича Елагина. Крещён новорожденный Владимир Степанович (без фамилии, ибо крепостные учитывались по фамилиям своих хозя

Благодаря посемейным спискам я нашла в архиве своих предков - всех!

Особенно интересно будет почитать рассказ Inna B тем, кто хотел бы знать свою родословную, но считает обращение в архивы и прочие поиски бесполезными.

По маминой родословной линии я смогла найти в архивах множество документов, вплоть до 1791 года. Все предки были 200 лет городскими жителями - мещанами, купцами и одна ветка – из крестьян. О ней и расскажу.

1902 год. Семья Копыловых: Агрипина Фёдоровна, 35 лет, ее муж Василий Владимирович, 43 года, их дети. На  фото родители  выглядят  солидно, даже – преклонно, по сегодняшним меркам. Позже родилось еще 4 дочери, на фото их еще нет, даже в проекте.
1902 год. Семья Копыловых: Агрипина Фёдоровна, 35 лет, ее муж Василий Владимирович, 43 года, их дети. На фото родители выглядят солидно, даже – преклонно, по сегодняшним меркам. Позже родилось еще 4 дочери, на фото их еще нет, даже в проекте.

Сейчас я точно знаю – когда, откуда и в каком составе приехали мои предки в Москву из Калуги и Калужской губернии. Железной дороги тогда не было, так что мои пра-пра-пра прибыли на телегах с лошадьми. Как Ломоносов когда-то. Вот как это было.

7 августа 1829 года в селе Пожарки Бабаевской волости Калужской губернии родился Владимир. Имя матери тогда в метрических книгах не писали. Отец Степан Прокопьевич был крепостным вотчины господина Афиногена Львовича Елагина. Крещён новорожденный Владимир Степанович (без фамилии, ибо крепостные учитывались по фамилиям своих хозяев) был в церкви Рождества-на-Суходреве. В этой же церкви он и венчался 30 августа 1847 года, взяв в жёны Евфимию Максимовну из соседнего села Азарово.

Молодожёны сразу после свадьбы переехали в Москву. Было им всего 19 и 17 лет. Уже 6 ноября 1848 года у них родился сын Михаил. Он и все другие дети были крещены в московской Казанской церкви у Калужских ворот. Приехав по Большой Калужской улице, они и поселились у Калужской заставы. Сейчас это район метро "Октябрьская".

В 1848 году крепостную семью купил статский советник Семен Яновский - капитан 2-го ранга, главный правитель Русской Америки (1818—1820 гг.), автор дневника с описанием плавания от острова Ситка (Баранова) до Охотска и путешествия из Америки в Санкт-Петербург. С 1934-го по 1952 год, в отставке, - директор калужской гимназии. (В 1866 году принял монашество и поселился в Тихоновой пустыне). В Калуге, и пересеклись судьбы моих предков с Яновским, который, выкупив семью, подписал им в 1850 году "вольную". Официально она называлась так: « Наряд Свидетельств об освобождении крестьян помещиками на букву «Я». Текст на гербовой бумаге, пошлина 30 копеек серебром:

1850 года июня 25 дня Статский советник Семён Иванов сын Яновский отпустил на вечную волю крепостного моего крестьянина Владимира Степанова Копылова с женою его Афимьей Максимовой и сыном... для избрания рода жизни.
У меня ксерокопия этого уникального семейного документа, сам он хранится в Московском архиве. Сейчас он – наш семейный артефакт. От слов «отпускаю на вечную волю… для избрания рода жизни» можно вздрогнуть. До отмены крепостного права – еще 11 лет.
У меня ксерокопия этого уникального семейного документа, сам он хранится в Московском архиве. Сейчас он – наш семейный артефакт. От слов «отпускаю на вечную волю… для избрания рода жизни» можно вздрогнуть. До отмены крепостного права – еще 11 лет.

Сразу же после получения свободы семья записывается всем составом в цеховые поваренного цеха Московской ремесленной управы.

Сословия мещан (и цеховых ) были наследуемыми, в них записывали всю семью и новорожденных детей, списки семей вели: Ремесленная управа, Мещанская управа, Купеческая управа. Именно благодаря этим посемейным спискам я и нашла в архиве своих предков – всех! Поимённо.

Вот текст от 31 октября 1850 года и фото документа.

Свидетельство
Дано сие из московской ремесленной управы вольноотпущенному от г. Яновского крестьянину Владимиру Степанову Копылову в следствие его поданного от него прошения и последующей резолюции в том, что московское цеховое общество на принятие его в свое сословие с женою его Афимьей Максимовой и сыном Михаилом согласие изъявило.
-3

Так впервые у моих предков появилась фамилия в документах – Копыловы.

Многие наверно не знают, как выглядели те самые ревизские сказки, описанные у Гоголя в "Мёртвых душах". Это очень редкий документ в семейных архивах. А у меня есть. Ревизская сказка Копылова Владимира Степановича 1851 года, основателя династии булочников. Вот она:

-4

В царской России было проведено 10 ревизий - это самая настоящая перепись населения, по сословиям, с составом семей. Цель - взимание податей. Ревизские сказки составлялись с 1718 года по 1859-й. В нашей семье есть копии двух Ревизских сказок - 1851-го и 1858 года.

Вот, например, Ревизская сказка цехового поваренного цеха Копылова Владимира Степановича: возраст, жена, дети, откуда, куда прибыл. Он прибыл в цеховые (указывалось не место жительства, а сословие) по Указу Московской казенной палаты17 января 1851 года, указ № 5332. Откуда прибыл? Ответ - вольноотпущенный от г. Яновского. ("Г" в документе - это сокращенно "господин").

Бывший крепостной Владимир Степанович Копылов стал основателем династии булочников-пекарей: он сам, три сына – Михаил, Яков, Василий и внуки: Дмитрий, Сергей, Василий, Пётр и еще человек 20 внуков. Михаил Владимирович Копылов стал позднее крестным своей племяннице – моей бабушке Антонине.

В 1859 году родился в Москве мой прадед – Копылов Василий Владимирович. Думаете, все в Москву только и мечтали попасть? А вот и нет. Прадед в 1890 году переехал из Москвы в Сергиев Посад со словами, ставшими семейной легендой: «Лучше буду первым в Посаде, чем последним в Москве!». В Сергиевом Посаде Дмитровского уезда не было своей Ремесленной управы, и до конца своих дней Василий и его сыновья оставались московскими цеховыми.

Моя прабабушка, Агрипина Фёдоровна Копылова, урожденная Хатунцева, родилась в Москве 31 мая 1867 года, в семье мещан Кожевнической слободы. На фото она с дочерьми.
Моя прабабушка, Агрипина Фёдоровна Копылова, урожденная Хатунцева, родилась в Москве 31 мая 1867 года, в семье мещан Кожевнической слободы. На фото она с дочерьми.

Моя прапрабабушка, мама Агрипины, Татьяна Кирилловна Хатунцева тоже родилась в Москве, 4 января 1845 года, в семье мещан Напрудной слободы – в районе современной станции метро "Павелецкая". (О ней можно почитать здесь).

До недавнего времени я считала, что все метрические книги были уничтожены в войнах и пожарах, а оказалось, их вели в двух экземплярах. Уничтожены были приходские экземпляры, а вторые, переданные в свое время в канцелярии духовных консисторий, уцелели и именно они стали основой наших архивов.

В 1917 году все сословия были отменены. В 1918 году, когда началась продразверстка и голод, все булочные-пекарни Копыловых были закрыты, а их счета в местных банках арестованы.

Как сложились судьбы предков после 1917 года, я тоже знаю. Раскулачили наших булочников, старший сын погиб в ссылке, отобрали большой дом, дочь сослали на 8 лет в лагеря на работы – за разговорчики на кухне – в том самом 1937 году. Один сын погиб в Гражданскую войну, другой – в Отечественную, одна дочь погибла в 1922 году при крушении поезда. Остальные выжили.

Сколько же всего есть в архивах! Сейчас все оцифровывается, выполняются дистанционные запросы, на сайте московского архива выложены бесплатно тысячи метрических книг. Так что сейчас раскопать свою родословную можно любому – при наличии времени и некоторых интеллектуальных усилий.

К сожалению, потеряна связь со многими Копыловыми, но вдруг они прочитают это? Ничего не знаю про потомков наших москвичей:

Копылов Пётр Васильевич, 1898 года рождения, погиб в 1944 году.
Копылов Пётр Васильевич, 1898 года рождения, погиб в 1944 году.

Копылов Сергей Михайлович 1894 года рождения; Копылов Григорий Дмитриевич 1908 г. р., близнецы Дмитрий и Александр Дмитриевичи 1912 г. р., Дмитрий Яковлевич Копылов 1883 г. р.

Династия трёх поколений булочников Копыловых существовала почти 70 лет: с 1850-го по 1918 годы. Прошло 105 лет. До сих пор в моей семье все всё едят с хлебом – салаты, супы, горячее.

Все присланные читателями старые фотографии и их истории можно посмотреть здесь.

О других предках автора: