Главные проблемы и их решение
У устроителей города-сада и курорта одновременно уже были перед глазами не совсем удачные примеры реализации тех или иных проектов в Ялте, Гурзуфе, Алупке, Суук-Су, поэтому при написании текста проспекта автор постоянно приводит сравнения с уже действующими курортами, высвечивая на их фоне настоящие и будущие преимущества Фороса: «Необходимо лишь не повторять ошибок, допущенных, например, в Ялте, благодаря которым в каких-нибудь 30 лет последняя превратилась из красивой дачной местности в славящийся своей грязью и антисанитарией обыкновенный уездный городишко, метко прозванный всероссийской плевательницей».
Все не так будет в Форосе, заверяли будущих владельцев недвижимости, а все инфраструктурные и курортные объекты в порядке будут содержать за счет налогов, уплачиваемых жителями города. В поле зрения курортного управления, отвечавшего за порядок во всех смыслах этого слова, попадали такие объекты, как улицы, водосток и водопровод, коллектор канализационный и даже «станция биологической очистки электрических и телефонных кабелей и проводов электрических и телефонных кабелей и проводов», а также ворота, ступени, лестницы, беседки. Замечательно то, что члены курортного управления, которые несли ответственность за отличное состояние всех подобных объектов, не должны были получать никакого вознаграждения. Да, контролировать правильность расходования полученных средств предписывалось ревизионной комиссии, в которой были представители как курортного управления (выбранные ими), так и представители горожан. Что справедливо.
Транспортное сообщение
М. С. Воронцов позаботился о том, чтобы жизнь на Южном берегу развивалась и начал свое присутствие в Крыму со строительства главного – дорог. Но уже на начало ХХ века существующей сети дорог было недостаточно, а появившиеся на них автомобили требовали нового подхода к строительству полотна (не мощение, а гудронирование или асфальтирование).
Более же привлекательной казалась идея прокладки линии железной дороги, которая бы сокращала и время путешествия и в целом отвечала духу времени: «Электрическая железная дрога, проводимая по южному берегу Крыма, трассирована по Форосу на 75 саж. высоты над уровнем моря в непосредственной близости от форосского парка, причем Обществом Крымских железных дорог, учредителем последнего – владельцем Фороса Г К. Ушаковым, заключено условие устройства в Форосе станции и 2-х виадуков через имеющиеся шоссейные дороги». Видно, что приход на ЮБК железной дороги тесно увязывался с той дорожно-транспортной инфраструктурой, которая уже существовала и подлежала дальнейшему развитию с введением, в том числе, такого транспорта, как фуникулеры, способные в своих вагончиках перемещать больше пассажиров в единицу времени, чем одно авто.
Фуникулер (один из них) должен был быть введен в строй спустя год, после того, как были бы застроены 50% участков, и должен был доставлять горожан и курортников с торговой площади (район современного центрального сквера перед общежитием и почтой) до станции железной дороги. Да, перевозка была платной с бонусами для обитателей города-сада.
Введением фуникулера устранялись или, как минимум, сокращались потоки другого транспорта, недружественного к окружающей среде и атмосфере курорта – извозчиков и автомобилей: «Вместо дорогих ялтинских извозчиков, заражающих своими стоянками воздух на единственной для всех прогулок ялтинской набережной в Форосе будет электрический фуникулер, пересекающий виадуками все проспекты с остановкой на них. Фуникулер этот соединяет курорт и центр города-сада с более гористой и отдаленной его частью».
Работавшие над проектом города-сада озаботились и тем, чтобы логистика была рациональной и удобной : «Город-сад Форос распланирован так, чтобы с каждого участка, кроме вида был удобный проезд и проход в центральную часть парка, в береговую его часть, к станции будущей электрической железной дороги, в центральную часть и в горы… Фуникулер и обсаженный деревьями вдоль его бульвар проектированы в той же части города-сада, где разбито наибольшее количество участков, причем фуникулер, пересекая все проспекты виадуками, имеет на проспектах остановки, давая возможность быстрого сообщения жителям более возвышенной части города-сада с его центральной и приморской частью».
Водоснабжение
Форосу повезло: окрест него и до сих пор есть несколько действующих источников воды. Сравнивать нынешний объем потребления воды (около 300-400 л/сутки на 2020 г.) с тем, который был необходим для нормальной жизнедеятельности человека в начале прошлого века (около 200 л/сутки), не уместно, поэтому в начале ХХ века Форос еще мог похвастать тем, что воды достаточно для организации курорта и комфортной жизни горожан: «В отношении воды Форос тоже находится в наилучшем положении, ибо имеет, что довольно редко в Крыму, свои кристаллически чистые источники, далеко еще не все каптированные, но и в таком виде более чем достаточные для поддержания самого обширного на южном берегу парка, поливаемого из фундаментально устроенного водопровода, сетью коего покрыта громадная площадь имения».
Обустраивать сеть водопровода планировали до начала массовой застройки, обещая, что вода для питья будет поступать непосредственно из источников, а воду для хозяйственных нужд и полива предполагалось брать из специально построенных водоемов.
Устроители города-сада в лице курортного управления взяли на себя обязанность прокладки водопроводной сети до границ выкупленных участков. И да, водопользование было платным (это вам не Канада), причем уже тогда использовались счетчики воды (забудьте советское счастливое время, когда можно было набирать ванну на случай отключения воды и потом, нимало не задумываясь, спускать драгоценную влагу в канализацию). Контроль и учет – дело рук и зона ответственности курортного управления, а потому именно его работниками предполагалась установка счетчиков, но… но за счет владельцев участка. Плата устанавливалась фиксированной – 40 коп. за ведро воды.
Канализация
В проспекте немало уделялось внимания и такому инфраструктурному объекту, как канализация. Цивилизованное отведение атмосферных вод и бытовых стоков при наличии источников воды в районе курорта – первое условие для предотвращения инфекционных заболеваний и обеспечения должного санитарного состояния улиц. «Главная причина многих инфекционных эпидемий, обыкновенных эпидемий, обыкновенных в большинстве крымских курортов – заражение питьевой воды, будет уничтожена тем, что питьевая вода при этой системе водоснабжения будет кристаллически чистой и свежей».
В этом отношении следовало бы вспомнить Ялту, которая будучи курортом, на рубеже веков не могла похвастать этими непременными составляющими при всем том, что канализация уже существовала с 1892 года, но захватывала лишь небольшую часть Нового города, тогда как курорт стремительно разрастался: за 50 лет с момента основания население увеличилось в 20 раз! В Алупке канализация работала с 1904 года, в Суук-Су – с 1900. По тем временам далеко не каждый крупный город в Российской империи мог похвастать таким объектом.
Курортное управление должно было озаботиться прокладкой и подключением к канализационной сети в срок до полугода с момента окончания застройки участка. В Форосе планировалось устроить раздельную канализацию, то есть такую, которая бы предусматривала раздельный сбор и отведение бытовых стоков с большим количеством органики, и атмосферных вод, которые могли быть аккумулированы и в дальнейшем использованы в технических целях, в том числе для полива парка, клумб и пр.
Что с очисткой сточных вод? Все в порядке! Предполагалось построить станцию биологической очистки с предварительной подготовкой воды к сбросу в открытое море. Да, коллекторы предполагалось разместить вдали от мест купания (и надеюсь, с учетом розы ветров и течений.).
Электричество и связь
Связь и свет – еще два обязательных компонента, без которых уже немыслима была жизнь городского человека. Да и не только его. Заботясь о комфортном проживании в городе, опять же курортное управление обязалось проложить телефонный и электрический кабель. Пользование благами цивилизации было тоже платным. Освещение публичных мест, бульвара и дорог обеспечивалось поступающими налогами, которые жители были обязаны уплачивать.