Во вчерашней статье О том как сербы и греки под власть Османской империи добровольно возвращались/Разрушая стереотипы я рассказал, опираясь на исторические примеры, о том как православные сербы и греки возвращались под власть Блистательной Порты, даже когда она и сверкать перестала, превратившись в больного человека Европы. Возвращались, не желая оставаться на переходившей к румынам и австрийцам территории, еще недавно османам принадлежавшей.
Я также, впрочем, отметил: в истории Оттоманской Порты было всякое, в том числе и попытка полностью и насильственным образом исламизировать ее население. Подобным недальновидным решением Стамбул обязан Селиму I Явузу, то есть Свирепому, правившему с 1512 по 1520 годы.
Еще бы ни свирепому: взяв власть, которую отец, Баязид II, передал ему добровольно, султан умертвил всех родственником по мужской линии, а потом, есть предположение, приказал умертвить и благородно поступившего по отношению к нему отца – последнее, подчеркну, только версия.
Кстати, тренд на исламизацию привел к жесточайшим репрессиях, но не против христиан, а против шиитов, которые в глазах Селима I не считались мусульманами, а виделись ему кафирами, то есть неверными. Собственно, именно в XVI столетии произошел окончательный разрыв между суннитами и шиитами.
Данное обстоятельство не в последнюю очередь спровоцировало войну Порты с иранским шахиншахом – старинный, еще ахеменидский титул, означающий «царь царей» Исмаилом. Этот, основавший династию Сефевидов, незаурядный человек был тесно связан с дервшами-шиитами и сам происходил из одного из орденов.
Что касается христиан, то противившийся исламизации патриарх сослался на фирман Мехмеда II о свободе вероисповедания. Но думаю, главным аргументом стал протест муфтия и янычар. Почему янычар – об это читайте в упомянутой выше моей статье.
Отмечу только, что янычарам был чужд приписываемый им публицистами религиозный фанатизм, а не считаться с ними Селим I не мог. Например, когда войска султана заняли столицу Сефвидов – Тебриз, то янычары потребовали вернуть их домой и Селим I выполнил их просьбу.
В каком-то смысле янычары отсрочили потрясения Порты, ибо насильственная исламизация привела бы к восстаниям и возможно, вмешательству Габсбургов, вряд ли бы тогда располагавших силами победить, но способных, наряду с Сефевидами, ослабить державу. Да и только-только покоренные Селимом I египетские мамлюки могли бы выступить против султана.
Впрочем, христиане занимали довольно крепкие позиции в армии Явуза, так что идея насильственной исламизации все же изначально относилась к разряду утопий.
Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал .
Игорь Ходаков