Найти тему
Трещинки желтого дома

Что делать, батюшка? По улице иду, а с плакатов женщины в неглиже глядят. - А ты не смотри. - Так они сами смотрят.

У кого-то из преподобных упоминается беседа с учеником (передаю своими словами): представь себе, идешь ты ночью по городу и видишь притаившегося человека. Что ты подумаешь? Наверное, разбойник прячется от погони. Или грабитель ждет жертву. А другой человек подумает, что это робкий влюбленный, который, затаив дыхание, ждет рассвета, чтобы только взглянуть на окна своей возлюбленной. Третий решит, что это богомольный странник, который сбился с пути и нуждается в помощи. У всех будет свое представление о человеке. И все они могут отличаться от реальности.

О чем это говорит? Лишь о том, что наши оценочные суждения о чем-то (о ком-то) часто окрашены нашим собственным "нутром". И нутро это бывает разное в разное время. Можно попытаться немного его укротить. Взять верх - едва ли. Бремя святых подвижников. Но хотя бы вступить со своим нутром в иронический диалог. как с "братцем-ослом" - это, наверное, по силам. Увидел "морковь" перед носом, переплавь вожделение в энергию творчества. Сорвался на бег, передохни и вспомни: "морковь" - иллюзия, приманка. Или как говорил один остроумный писатель - "дитя бедности".

Петр Мамонов однажды рассказывал, как донимал отца Димитрия Смирнова: "Что делать, батюшка? Куда ни взгляну, повсюду огромные постеры с обнаженными девицами. Что делать?"

"А ты, говорит, не смотри".

Как же можно не смотреть, если они сами мне в глаза заглядывают? Вишь какое лукавство. Не я на них, а они на меня.

Для истинно верующего в Бога всякое вещество земное и всех видимых миров как бы исчезает...Он представляет, что с каждым вдыханием воздуха он дышит Богом... и сам он охотно исчезает мысленно, чтобы дать и в себе место Единому Сущему Богу, вся в нем действующему.

Это из дневников святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Не помню, кто именно сказал такую странную, на первый взгляд, фразу: "Что для святого дыхание жизни, для нас пар изо рта".

Но это же правда. Чистая правда. Без капельки лицемерия.

Читаешь иногда святых отцов и понимаешь, что мысли их так высоки для нашего приземленного восприятия реальности, что поневоле смиряешься и не вступаешь даже во внутренний диалог.

Есть такое выражение: писать и рассуждать о святых могут только святые. Подобное легче понимает подобное. Вот почему размышлять о православии с позиций публициста и литератора - это допускать вольности.

Картинка вольная? Смотри.....все зависит от "нутра"...

Что каждый из нас видит на фото? Чистоту или...? Чистое на все смотрит чисто.
Что каждый из нас видит на фото? Чистоту или...? Чистое на все смотрит чисто.

Представьте себе сценку из патерика.

Идет старец и ученик. Где-то в южных широтах. Навстречу им идет женщина. Несколько вольная. Скажем так. Примерно такая, какая, по словам Петра Мамонова, сама в глаза заглядывает. Ученик краснеет от стыда и смущенно прячет глаза, а святой старец глядит без смущения с улыбкой. Женщина проходит мимо. Ученик поднимает глаза на старца. Тот как ни в чем не бывало, продолжает путь. Тогда ученик спрашивает: "Отче, разве не надо отворачиваться при взгляде на явную блудницу?". Старец отвечает: "Я увидел в ней восхитительное творение Божие. Разве не мог я безрадостно приветствовать красоту мироздания, которую Бог сотворил?"

Как к этому относиться?

Чистое во всем видит чистое. И смотрит на все чисто. Значит, старец не согрешил, увидев первозданную чистоту и красоту женщины, пусть и падшей. А ученик в силу своей неокрепшей души испытал соблазн и поспешил за смущением скрыться от осуждения.

Для истинно верующего в Бога всякое вещество земное и всех видимых миров как бы исчезает.

Написавший это в дневниках святой на все смотрит чисто. А потому не осуждает.

Мне кажется, самый здоровый выход из подобного щекотливого положения для нас, испытывающих придавливающую силу атмосферного столба (для того, чтобы не вознеслись, наверное) - когда сама в глаза лезет - это самоирония.

Высшее не стоит без низшего. Конечно, бывают минуты, когда и тело исполнено поэзии, но непоэтичного в нем гораздо больше. Лучше взглянуть на это прямо, как на комическую интермедию, чем делать вид, что мы этого не замечаем.
Клайв Льюис