Найти тему
мои дороги

Мясницкая, 7 - что скрывает этот дом

Думаю, немногие навскидку вспомнят этот дом и поймут, почему я рассказываю именно о нем. Но если покопаться в памяти, то можно вообразить Мясницкую и Дом Фарфора на углу с Большим Златоустьинским переулком. Это было фарфоровое чудо, куда я ходила, как в музей. И сейчас там тоже магазин посуды, честно не знаю, какого уровня, лишь по отзывам в Яндексе могу оценить: Лучший магазин был в Москве(

Но не все, к счастью, так плохо, поскольку дом напротив, про который, собственно, и пойдет речь, наконец-то отреставрировали изнутри, и туда можно попасть на экскурсию. Мы, кстати, ходили там с экскурсией после спектакля Нового театра Лубянский гример, посмотреть который вкупе с усадьбой очень рекомендую.

Но к делу, вернее, к дому) Буду рассказывать и параллельно показывать интерьеры, о них, к сожалению, информации довольно мало(

Зато в сети очень много рассказов об истории дома. Коротенько, ибо очень много имен, но не так много событий.

-2

Сначала участок принадлежал князьям Волынским, потом Касимовским князьям, перешедшим на службу к Московскому царю. Именно они в 17 в. построили здесь первые каменные палаты.

Позже участком владел Смоленский губернатор Алексей Григорьевич Долгоруков, который якобы перестроил палаты на европейский манер, о чем я, правда, читала только на одном сайте.

Вестибюль
Вестибюль

После его ссылки в печально известный Березов, особняк в течение около ста лет принадлежал представителям младшей ветви рода Салтыковых. При них по проекту архитектора Семена Карина построили боковые флигели, а за домом разбили большой сад. И переделали главный дом в стиле рококо, но, наверное, все-таки не в 1742 г., как пишут некоторые, а чуть позже, поскольку Карину в это время было всего 9 лет) Кстати, старинные сводчатые подвалы сохранили – в хозяйстве все пригодится.

В 1812 г. дому повезло: его не тронул пожар, а еще есть легенда о том, что здесь 2 ночи провел Наполеон.

И вот, наконец, начинается эпоха Чертковых, ведь усадьба в первую очередь известна именно в связи с этим именем.

-7

В 1831 г. дом покупает Александр Дмитриевич Чертков, отставной полковник, московский губернский предводитель дворянства. И усадьба становится известным культурным центром Москвы. Здесь проходят заседания Московского общества истории и древностей Российских при Московском университете, которое возглавлял Чертков. Кроме того, Александр Дмитриевич собрал огромную библиотеку славянских рукописей, которая стала основой Российской государственной и Исторической библиотек. Чертков издал описание своей библиотеки под названием «Всеобщая библиотека России или каталог книг для изучения отечества во всех отношениях и подробностях». А еще фактически создал русскую нумизматику. Он первым сумел классифицировать монеты, которые вообще когда-либо использовали в России. Ну, нумизматика достаточно специфическая сфера, а вот рукописи и книги более понятны, и как раз по этому поводу в доме Черткова бывали Пушкин, Жуковский, Гоголь, Загоскин, Щепкин, Данилевский.

И еще немножко про загадки дома. На фасаде герб с девизом «вера и честь», про который многие пишут, что это герб Чертковых.

-9

Но на самом деле герб этого рода выглядит так. Как видите, ничего похожего.

-10

Читала истории о том, что в советское время на фасаде герба не было, и только после реставрации 90-х годов он появился. Возможно даже, что реставраторы сами его выдумали. Как думаете?)

Кстати, желание Черткова сделать библиотеку общедоступной исполнил уже после его смерти сын Григорий, открывший в одном из флигелей читальный зал.

Дубовая гостиная
Дубовая гостиная

А потом наступает время «Вишневого сада» для многих особняков Москвы. Усадьба в 1873 г. была передана дальней родственнице Чертковых, княгине Наталье Алексеевне Гагариной. Дом был перестроен по проекту архитектора Соколова, а пристройки она начала сдавать в аренду. В крыле со стороны Милютинского переулка снял помещение магазин семян «Иммер Эрнест и сын», где Чехов часто покупал семена для мелиховского сада. Тут же было правление Российского общества любителей садоводства и другие учреждения. Но Гагариной это не помогло, дом к тому времени уже был заложен, и в 1880 г. его выкупила с торгов известная благотворительница Клавдия Никоновна Обидина. Она начала сдавать и главный дом, в котором проходили, к примеру, заседания Московского архитектурного общества, а потом сюда переехали Литературно-артистический клуб и Литературно-артистический кружок. Это, конечно, способствовало и славе усадьбы, и ее облику, поскольку бывавший здесь Шехтель спроектировал центральную лестницу,

-12

а Врубель нарисовал камин для Белого зала.

-13

Ну, и кроме того, здесь бывала вся театральная общественность, как-то: Бахрушин, Немирович-Данченко, Станиславский, Яблочкина, Ермолова, Качалов.

А во флигелях и подвалах текла независимая активная жизнь: ресторан Симона Милля, торговля металлическими изделиями «Н. Феттер и Е. Гинкель» и даже химико-бактериологический институт доктора Филиппа Блюменталя и т.д.

"Торговый зал" по продаже линолеума товарищества «Проводник» в Готическом зале усадьбы. Фото 1909 г.  с сайта pastvu.com
"Торговый зал" по продаже линолеума товарищества «Проводник» в Готическом зале усадьбы. Фото 1909 г. с сайта pastvu.com

В 1914 г. особняк продали владельцу соседнего дома № 5 Г. А. Кеппену. Он хотел его снести и построить пятиэтажный доходный дом, но не успел, началась Первая мировая война.

После войн и революций в доме был «Клуб красных директоров», затем последовательно Клуб работников народного хозяйства имени Дзержинского, Московский дом научно-технической пропаганды имени Дзержинского и Всесоюзное общество "Знание".

Недавно провели реставрацию, и теперь здесь проводятся выставки, спектакли Нового театра, и еще можно снять залы для какого-нибудь мероприятия. Жаль, конечно, что нет постоянной экспозиции и какого-то одного хозяина.

Были здесь?