С английского storytelling переводится как «рассказывание истории».
Сторителлинг сейчас везде – в рекламе и маркетинге, в копирайтинге, в преподавании и коучинге, в любого рода выступлениях и, само собой, написании чего-либо (от флэша до романа или сериала).
Сейчас предлагается множеств курсов по обучению сторителлингу самого разного качества.
Предприимчивая Лиля Ким, сценарист и звезда запрещенного у нас фейсбука, какое-то время назад вела общий курс сторителлинга для всего сразу: и для постов, и для рассказов, и для написания сценариев – хоть документальных фильмов, хоть сериалов.
Под этим термином сейчас понимается вообще что угодно – в зависимости от того, кто, где и с какой целью его использует.
Мое определение:
Сторителлинг - это осознанное или неосознанное сочинение истории для определенной аудитории с определенной целью.
Цель может быть любая: продать услугу или продукт, убедить аудиторию, заинтересовать, научить и т.д. (часто, кстати, этим инструментом пользуются неосознанно)
Аудиторией может быть и сам рассказчик – многие истории мы сочиняем для самих себя.
Я много занималась документальным театром как драматург и бесконечно брала интервью на самые разные темы - от материнства до протестных митингов. Так вот я пришла к выводу, что человек, отвечая на вопросы, подключается к знакомому треку и выдает уже давно рассказанную внутри своей головы историю (если его не сбивать и не провоцировать, но это другая тема). Таким образом, я пришла к выводу, что документального театра/кино не существует – это будут истории рассказчиков и автора, к реальности имеющие весьма условное отношение. (А если еще учесть монтаж, то тем более).
Итак, сторителлинг вездесущ, им пронизана вся наша жизнь, вся наша коммуникация.
Прежде всего, человеческие отношения - мы же как-то их называем, определяем, характеризуем, рассказываем про них – самим себе, близким или всем вокруг (многие в соцсетях делятся подробностями личной жизни). Разочаровавшись в своей истории (партнере, начальнике, ребенке и т.п.), мы молниеносно сочиняем новую, оправдывающую себя и обвиняющую другого, например.
Сторителлинг активно используют помогающие практики: психологи, коучи, арт-терапевты (об этом, надеюсь, напишу когда-нибудь отдельно – уже накопился приличный опыт работы с библиотерапией и сказкотерапией)